Младенческий возраст

1 месяц – 1 год

Кризис новорожденности (с рождения до конца 1ого месяца жизни)

Социальная ситуация развития:

ребенок физически отделяется от матери, но не биологически

Противоречия возраста:

ü Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители

ü Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве

Основные психические новообразования:

o Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.

o Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической

Младенчество (с месяца до 1 года)

Социальная ситуация развития:

ü Ребенок является максимально социальным существом

ü Ребенок лишен основного средства общения - речи

Основные психические новообразования:

«комплекс оживления»:

o Улыбки (появляются на первой неделе второго месяца)

o Вокализация (агу – агу, гули – гули)

o Двигательные реакции (поворот головы; скашивание глаз на взрослого и т.д.)

Общий принцип развития:

1. Сенсорное развитие опережает моторное

2. Возникает акт хватания (около 5 месяцев)

Ведущий вид деятельности:

непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью

Основные теории младенческого возраста:

1. Рефлексологическая теория:

Младенец = существо безусловных рефлексов

Развитие личности младенца = процесс образования условных рефлексов, их дифференцировка

2. Теория трех ступеней

Видоизмененная и дополненная рефлексологическая теория.

К безусловным рефлексам и образованию условных рефлексов добавилась еще одна ступень – стадия интеллекта, которая качественная отличается от простого образования навыка (формирования условного рефлекса).

3. Теория, понимающая младенческий возраст как субъективистскую стадию развития.

Новорожденные = замкнутое в себе существо, погруженное в собственную субъективность, постепенно обращающееся к объективному миру

Первый год жизни – это и есть даны переход от субъективного мира к объективному (переход от Я к внешнему миру).

4. Теория солипсизма, свойственного младенческому возрасту

Младенец, согласно этой теории, также живет как бы в сновидении. 3. Фрейд говорит о нарциссизме младенца так, словно он не имеет интереса ни к чему другому, кроме самого себя. Дальнейшее развитие ребенка заключается в постепенном убывании солипсизма и социализации мышления и сознания ребенка, обращающегося к внешней действительности. Эгоцентризм, свойственный ребенку более позднего возраста, является компромиссом между изначальным солипсизмом и по­степенной социализацией мысли.

Кризис первого года

К 9 месяцам ребенок начинает ходить, отделяясь таким образом от взрослого и расширяя свое пространство.

Основные психические новообразования:

o Манипулятивные действия с предметами

o Ходьба

o Первые слова, которые носят характер указательных жестов

o Появляется специфическая речь, которую узнают только близкие

Социальная ситуация развития:

общение ребенка и матери происходит по поводу предметной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: