Простая модель обмена информацией

А. Маслоу принесла известность предложенная им классификация целей индивидов и ранжирование их по степени важности.

Промышленное предприятие — промышленная коммерческая организация — является основным (первичным) звеном народного хозяйства. Именно здесь происходит соединение рабочей силы со средствами производства, создаются материальные ценности. От результатов деятельности предприятий зависит экономическое положение государства, уровень жизни его граждан.

Предприятие и его цели. Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Главная цель предприятия — получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.

2. Организационно правовые формы деятельности предприятия

Устав. Положение структурных подразделений.регламент деятельности, контракт и труд договор. Штатное расписание. Охрана труда.

Формы предприятий: ао, зао, оо, уч–коммерческие, не коммерческие: благотворительные фонды. концерны холдинги трест- объединения

3. Виды организационной структуры

1. Линейная структура характеризуется четким единоначалием.

2. Линейно-функциональная.

Управление осуществляется линейными (ЛР) и функциональными (ФР) руководителями.

ЛР осуществляет всю полноту управления но всем объектам и по всем функциям управления, несет всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения (руководитель предприятия, начальники цехов, мастера участков). ФР бывают двух типов: реализующие одну или несколько функций управления по всему объекту управления (руководитель планового отдела, ОТК и т. п.), или те, кто реализует все функции управления в части объекта управления в соответствии с принятыми принципами специализации (главный инженер, главный механик и т. п.).

3. Дивизиональная структура представляет собой "скоординированную децентрализацию", вырастает из департамезации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Подразделения-дивизионы (стратегические бизнес-подразделения СБП) имеют значительную производственно-хозяйственную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лип.

4. Линейно-штабная представляет собой линейно-функциональную структуру управления, дополненную штабным органом. Штабное подразделение может носить как временный, так и постоянный характер.

Штабные структуры создаются в следующих случаях:

ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;

освоение новой продукции, новой технологии, не традиционной для данного предприятия;

решение внезапно возникшей неординарной задачи.

5. Матричная структура построена по принципу одновременного управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Основу образует линейно-функциональная структура, которая дополняется структурами программного управления. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы, ранг которого выше ранга руководителя организации.

Матричные структуры весьма многообразны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

4. Международные стандарты ИСО

Международные стандарты ИСО 9000 и их применение.

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов, по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации. [9]

Семейство стандартов ИСО серии 9000 разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК). В обновленную версию серии входят:

• ИСО 9000:2005. СМК. Основные положения и словарь. Стандарт описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

• ИСО 9001:2008. СМК. Требования. Стандарт устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиями потребителей и установленным к ней обязательным требованиям и, направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

• ИСО 9004:2009. СМК. Рекомендации по улучшению деятельности. Стандарт содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности системы менеджмента качества и предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

• ИСО 19011:2002. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. Стандарт содержит методические указания по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. [10]

Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов. Однако он не подразумевает единообразия в структуре системы менеджмента качества или единообразия документации. Базируется комплекс на восьми принципах менеджмента качества. Определены эти принципы для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими для улучшения деятельности организации.

Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО. При этом международные правительственные и неправительственные организации, связанные с ИСО, также принимают участие в разработке стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам – членам на согласование. При одобрении проекта стандарта не менее 75% комитетов – членов ИСО стандарт утверждается и получает статус международного.

В стандартах ИСО серии 9000 обобщён мировой опыт организации работ по качеству путём создания эффективных систем качества. Рекомендации этих стандартов используются также при оценке и сертификации систем качества, при заключении контрактов, когда соответствие системы качества требованиям стандартов ИСО серии 9000 рассматривается как гарантия того, что поставщик способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции.

В МС ИСО серии 9000 установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и в сфере обслуживания. Стандарт даёт рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий.

В стандарте рассматриваются все элементы системы качества. Изготовитель должен иметь полное представление о работе предприятия с тем, чтобы иметь возможность выбрать соответствующие элементы для каждого этапа производственной деятельности. Задача состоит в сокращении затрат на реализацию проекта, обеспечения качества при одновременном повышении экономического эффекта.

Стандарты ИСО серии 9000 устанавливают чёткие требования к системам качества и правилам их оценки. Документы применяются в практике договорных отношений на национальном и международном уровнях. Заключая контракт на закупку продукции, потребитель, как правило, прежде всего знакомится с действующей у изготовителя качества, ведь хорошая система – гарантия стабильности показателей продукции.

Стандарт ИСО 9000:2005 отражают фундаментальное изменение подходов к менеджменту качества. Эти стандарты были разработаны для помощи организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества. [3]

Принципы менеджмента качества

Идентифицированы следующие восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества (ИСО серии 9000):

1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, поэтому должны принимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, их полное вовлечение даёт возможность организации с выгодой использовать их способности.

4. Процессный подход (см. рис. 1). Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении её целей.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель.

7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиком. Организация и её поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. [5]

Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает получение непосредственных преимуществ, но и вносит важный вклад в управление затратами и рисками. Соображения, связанные с преимуществами, затратами и менеджментом рисков, важны для организации, её потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять:

• на лояльность потребителей;

• желание повторно иметь дело и обращаться за советом;

• результаты работы такие, как доход и доля на рынке;

• затраты и продолжительность циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;

• группирование процессов, которые наилучшим образом достигнут желаемых результатов;

• получение преимуществ перед конкурентами за счёт улучшения возможностей организации;

• понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участие в постоянном улучшении;

• уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтверждённых финансовыми и социальными преимуществами деятельности организации, жизненным циклом продукции, а также репутацией;

• способность создавать ценность как для организации, так и её поставщиков путём оптимизации затрат и ресурсов, а также гибкости и быстроты согласованных совместных действий на изменения рынка. [3]

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На проектирование и внедрение системы менеджмента качества организации влияют меняющиеся запросы, особенно цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации.

Система менеджмента качества (СМК) – это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг. [11]

В стандарте ИСО 9000 версии 2005 г. (ИСО 9000:2005) закладывается основа для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам. [1]

В процессе эволюции представлений о качестве бизнес- процессы прошли следующие этапы с направленностью действий: на контроль качества (КК); обеспечение качества (ОК); стоимость качества (СК); управление качеством (УК).

Необходимо подчеркнуть неразрывность уровней и этапов, составляющих фундамент управления качеством. Такая последовательность изображается в виде так называемой петли качества.

Системный подход к управлению в современной интерпретации наряду с методами исследования операций, функционально- стоимостным анализом и другими являются для экономики изобретением XX в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако в экономике он применяется редко. Системный подход – выживания на рынке, это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождение от абстрактного к конкретному.

Системный подход – методология исследования объектов как систем. Состоит система из двух составляющих:

1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;

2) внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы. [3]

Обеспечение качества и стандарты ИСО серии 9000 в частности, со всей очевидностью нацелены в первую очередь на предупреждение несоответствий, а не на их обнаружение. Но даже в этом случае стандарты содержат разделы, касающиеся проверок и корректирующих действий, что очень важно, поскольку человеческий фактор будет существовать всегда.

Сейчас возникло понимание того, что проверка не повышает качества, упор всегда следует делать на обеспечении и предупреждении.

Предупреждение экономит деньги, снижает объем работ и способствует большему удовлетворению от работы, позволяя людям качественно выполнять работу и получать за нее деньги.

Стандарты требуют создания эффективной системы качества, ее документирования и управления ее работой. Это позволяет каждому знать все о своей работе и о том, как ее выполнять. В результате, недостатки и затраты можно определить заранее и устранить. Одновременно, возрастает возможность передачи фирменных технологий внутри компании, что облегчает введение в курс дела новых сотрудников.

Эффективная система качества имеет много преимуществ, но они доступны лишь в том случае, если организация их признает. Это означает, что организация принимает обязательства по системе менеджмента качества, соответствующей целям компании и ее деятельности. Таким образом, преимущества ощутимы в полной мере только, система качества хорошо продумана, а также проведена работа по приведению ее в соответствие с нуждами, целями и задачами компании и конкретными требованиями ее деятельности.

Как правило, эффективная система качества предоставляет следующие преимущества:

• Возрастание удовлетворенности и доверия потребителей в связи с полным соответствием их требованиям и запросам.

• Снижение эксплуатационных затрат путем снижения затрат на качество и рост эффективности в результате превалирования предупреждения над исправлением.

• Рост конкурентоспособности и прибыли в результате выпуска качественной продукции и снижения эксплуатационных расходов.

• Совершенствование передачи производственного опыта внутри компании.

• Положительные сдвиги в мотивации и настроении сотрудников в связи с возрастанием эффективности их труда. «Встроенная» система распознавания и удовлетворения потребностей в обучении повышает доверие сотрудников к компании и снижает миграцию рабочей силы. [8]

стандарт продукт качество потребитель

4. Проектирования трудовых процессов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: