Штрафные (финансовые) санкции (штрафы)

Сроки применения, уплата, взыскание и обжалование сумм штрафных (финансовых) санкций (штрафов) осуществляются в порядке, определенном налоговым Кодексом для уплаты, взыскания и обжалования сумм денежных обязательств. Суммы штрафных (финансовых) санкций (штрафов) зачисляются в бюджеты, в которые согласно закону зачисляются соответствующие налоги и сборы.

Например:

- в случае неуплаты сумм единого налога штрафные санкции за это правонарушение уплачиваются в соответствии с порядком и сроками уплаты единого налога;

- уплата штрафных санкций осуществляется плательщиком налога непосредственно, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, - налоговым агентом, или представителем плательщика налогов, либо банком;

- уплата штрафных санкций субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговую деятельность либо предоставляют платные услуги (кроме передвижной торговой сети) осуществляется по местонахождению такого пункта продажи товаров или пункта предоставления услуг;

- органом взыскания штрафных санкций является тот государственный орган, который уполномочен взыскивать соответствующие денежные обязательства или соответствующий налоговый долг;

- если орган взыскания имеет право обращаться в суд о взыскании средств плательщика налогов, имеющего налоговый долг, то он таким же образом обращается в суд и по поводу взыскания штрафных санкций;

- обжалование решений о применении финансовых санкций осуществляется по правилам, установленным общими нормами по обжалованию (глава 4 Налогового Кодекса).

Отдельные особенности уплаты, взыскания и обжалования сумм штрафных санкций (то есть отклонения от общего правила) предусмотрены статьями 114 – 116 Налогового Кодекса.

Применение штрафных (финансовых) санкций (штрафов) не освобождает налогоплательщиков от обязанности уплатить в бюджет надлежащие суммы налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на контролирующих органы, а также от применения к ним других мер, предусмотренных Налоговым законодательством.

Штрафные (финансовые) санкции (штрафы) за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, применяются в порядке и в размерах, установленных Налоговым Кодексом и другими законами Украины.

Налоговым Кодексом предусмотрены за налоговые правонарушения такие виды санкций:

- санкции с абсолютно-определенным размером;

- санкции с относительно-определенным размером, который рассчитывается в процентах от размера недоплаты или другого показателя тяжести нарушения;

- санкции с относительно-определенным размером, который зависит от размера недоплаты или другого показателя тяжести нарушения, но исчисляется не в процентах (например, штраф в размере стоимости отчужденного имущества, штраф в размере сбора на один календарный месяц и т.п.).

Применение за нарушение норм законов по вопросам налогообложения или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, штрафных (финансовых) санкций (штрафов), не предусмотренных Налоговым Кодексом и другими законами Украины, не разрешается.

Так, не могут устанавливаться и применяться штрафные санкции за нарушение нормативных актов Кабинета Министров Украины, ГНА Украины и других центральных органов власти, а также органов местного самоуправления.

Предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам соответствуют срокам давности для начисления налоговых обязательств, определенным статьей 102 настоящего Кодекса.

В пункте 102.1 статьи 102, на которую ссылается 114 статья (по срокам давности финансовых санкций) указано, что контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика налогов (в предусмотренных случаях) не позднее 1095 дня, который наступает за последним днём граничного срока предоставления налоговой декларации и/или граничного срока уплаты налоговых обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже – за днём её фактического предоставления.

На практике это означает, что контролирующий орган одновременно с определением сумм денежных обязательств плательщика налогов применяет штрафные санкции к такому плательщику (естественно, при наличии законных оснований). Если решение об определении денежных обязательств плательщика налогов принято с соблюдением сроков давности, применение штрафных санкций также происходит в пределах установленных сроков.

Однако не исключается ситуация, когда денежное обязательство начислено контролирующим органом без применения штрафных санкций. В таких случаях сохраняется право контролирующего органа применить штрафные санкции позже – но до окончания срока давности, предусмотренного статьей 102 Налогового кодекса.

Срок давности начинает исчисляться со следующего дня после последнего срока, отведенного для подачи налоговой декларации или уплаты денежных обязательств. Или – со следующего дня после фактической подачи налоговой декларации.

Последним днём, когда можно применять штрафные санкции, является день срока давности, то есть 1095-й день.

В случае совершения налогоплательщиком двух или более нарушений законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, штрафные (финансовые) санкции (штрафы) применяются за каждое разовое и длящееся нарушение отдельно.

Разовое правонарушение – это деяния (действие или бездействие) плательщика налогов, которое совершается один раз и создает законченный состав конкретного правонарушения. Осуществление такого деяния нарушает определенную норму (нормы) налогового законодательства, после чего правонарушения является законченным и начинается отсчет предусмотренного законодательством срока давности.

В случае совершения нового аналогичного деяния оно создает новое самостоятельное правонарушение и за каждое из них отдельно применяются штрафные санкции.

Например, уничтожение плательщиком налогов бухгалтерской и статистической отчётности до окончания сроков её хранения создаёт сосав налогового правонарушения. С момента уничтожения документов это правонарушение является законченным и начинается отсчёт сроков давности применения финансовых санкций к плательщику налогов, а также отсчёт сроков давности привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если тот же самый плательщик налогов уничтожит другие документы по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов до окончания сроков их хранения, этот факт будет рассматриваться как самостоятельное правонарушение со своими сроками давности применения штрафных санкций. До окончания указанных сроков давности к плательщику могут применяться штрафные санкции отдельно за первое и за второе правонарушения.

Длящееся правонарушение – это деяние (как правило – в форме бездеятельности) плательщика налогов, связанное с последующим продолжительным невыполнением обязанностей, возложенных на него законом под угрозой применения штрафных санкций. Такое правонарушения состоит из череды действий или из непрерывной бездеятельности.

Уже первое противоправное действие или первый факт противоправной деятельности является законченным налоговым правонарушением. Однако на этом противоправные действия (бездеятельность) не прекращаются. За ними следуют такие же самые действия или продолжается такая же противоправная бездеятельность. Однако каждое следующее действие или каждый следующий промежуток времени бездеятельности не создают нового правонарушения, а являются продолжением длящегося (продолжающегося) правонарушения.

В соответствии со статьей 155 НК штрафные санкции применяются не за каждое действие, а за всё длящееся правонарушение в целом. Сроки давности для применения финансовых санкций за длящиеся правонарушения начинают отсчитываться со следующего дня после прекращения противоправных действий или бездеятельности, или со дня документальной фиксации контролирующим органом факта правонарушения.

Например, не предоставление банками или другими финансовыми учреждениями соответствующим органам государственной налоговой службы в установленный срок сообщения об открытии или закрытии счетов плательщиком налогов имеет все признаки длящегося правонарушения уже в первый день после окончания установленного срока.

При продолжении бездеятельности (не предоставления уведомления)правонарушение продолжается – каждый следующий день. Только в момент направления уведомления (в какой-либо день после окончания срока) правонарушение прекращается и начинается отсчёт сроков давности применения штрафных санкций. За это длящееся правонарушение применяется одна санкция независимо от продолжительности не предоставления информации.

В случае применения контролирующими органами к налогоплательщику штрафных (финансовых) санкций (штрафов) за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующих органы, такому налогоплательщику отсылаются (вручаются) налоговые уведомления-решения.

За одно налоговое правонарушение контролирующий орган может применить только один вид штрафной (финансовой) санкции (штрафа), предусмотренной настоящим Кодексом и другими законами Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: