Макроэкономические модели и их показатели.
В макроэкономике широко используются экономические модели — формализованные описания (логические, графические, алгебраические) различных экономических явлений и процессов для обнаружения функциональных взаимосвязей между ними. Макроэкономические модели позволяют отвлечься от второстепенных элементов и сосредоточиться на главных элементах системы и их взаимосвязях.
В каждой макроэкономической модели исключительно важным является выбор факторов, которые были бы существенными для макроанализа конкретной проблемы в конкретный период времени.
В каждой модели выделяются два типа переменных:
- экзогенные (вводятся в модель извне, задаются до построения модели, это исходная информация);
· эндогенные (возникают внутри модели в процессе решения выдвинутой задачи, являются результатом ее решения).
При построении моделей используются четыре вида функциональных зависимостей:
- дефиниционные;
- поведенческие;
- технологические;
- институциональные.
Дефиниционные (от лат. definitio — определение) отражают содержание или структуру изучаемого явления или процесса. Например, под совокупным спросом на рынке благ понимают суммарный спрос домохозяйств, инвестиционный спрос предпринимательского сектора, спрос государства и заграницы. Это определение можно представить в виде тождества:
Y = C + I + G + NE.
Поведенческие — показывают предпочтения экономических субъектов. Так, функция потребления C = C(Y) и функция сбережения S = S(Y).
Технологические — характеризуют технологические зависимости в экономике, отражают связи, определяемые факторами производства, уровнем развития производительных сил, научно-технического прогресса. Примером может служить производственная функция, показывающая связь между объемом и факторами производства:
Y = f(L, N, K),
где Y — объем производства, L — труд, N — земля, K — капитал.
Институциональные — выражают институционально установленные зависимости; определяют связи между теми или иными экономическими показателями и государственными институтами, регулирующими экономическую деятельность. Например, сумма налоговых поступлений (Т) есть функция дохода (Y) и установленной налоговой ставки (ty):
T = ty x Y.
Интегрирование российской экономики в мировую предполагает переход от методологии и показателей, сложившихся в условиях централизованной экономики, к принципам, отвечающим требованиям рыночного хозяйства.
Адекватной рыночной экономике является система национальных счетов (СНС), представленная взаимосвязанными экономическими показателями развития национального хозяйства. СНС позволяет рассчитать в стоимостном выражении валовой внутренний продукт, национальный доход и другие показатели, с помощью которых можно проследить изменения, происходящие в экономике.
Система национальных счетов – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние экономики страны, проанализировать ВВП на всех стадиях его движения: производства, распределения, перераспределения и конечного использования.
В 1993 г. принят новый стандарт СНС, который включает пять секторов (групп экономических единиц):
1. Нефинансовые корпоративные и сходные с ними предприятия – это те, которые производят материальные блага и услуги с целью их продажи.
2. Финансовые учреждения и организации – это юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью между инвесторами и сберегателями.
3. Государственные учреждения, оказывающие услуги, не являющиеся объектами купли-продажи.
4. Частные некоммерческие организации – обслуживание домашних хозяйств.
5. Домашние хозяйства – объединения населения в различные сферы.
Для всех секторов предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с их динамикой. Информация, содержащаяся в счетах по каждому сектору, образует агрегированные (совокупные) показатели.
Принципиальная схема СНС имеет следующие счета:
· валового продукта;
· национального дохода;
· формирование капитала;
· домашних хозяйств;
· государственных учреждений;
· внешнеэкономических операций.