Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную язы-ковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, т. е. авторской оценки информации и дает из-ложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы – это кратко сформулированные основные положения док-лада, научной статьи. По представленному в них материалу и по со-держанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, рефе-рату, конспекту. Оригинальные (первичные) тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому ав-тору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый те-зис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает одну микроте-му. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
|
|
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композицион-ную структуру, в которой выделяются:
1) преамбула;
2) основное тезисное положение;
3) заключительный тезис.
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.
Формальное выражение логических взаимосвязей между тези-сами может быть представлено следующими способами:
использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы – внутрен-ние причины);
использованием классификационных фраз (поле глаголов дейст-вия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.
В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов.
Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание.
Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного ска-зуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
o Известно, что…
o Следует отметить, что…
o Однако…
o При этом важно, что…
o Предполагается, что…
o Специалисты ставят своей задачей…
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
|
|
o Ставит вопрос…
o Считает…
o Сравнивает…
o Приводит пример…
o Перечисляет…
o Характеризует…
o Подчеркивает…
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых, с точки зрения нормативности, жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тези-сов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отме-тить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннота-цией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии у автора научно-речевой культуры. К тезисам предъявляются требования стилистической чис-тоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоцио-нально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.