Факторы и закономерности исторического развития

ИСТОРИЯ

Курс лекций для студентов, обучающихся по направлению

«Менеджмент»

Квалификация (степень) бакалавр

Барнаул – 2011


ТЕМА 1. Введение. Предмет и задачи курса «История»
1. Предмет и задачи курса «История».
2. Факторы и закономерности исторического развития.
3. Периодизация всемирной истории.

1. Предмет и задачи курса «История»

В рамках курса «История» изучается всемирная или всеобщая история. Под Всемирной историей понимают историю человечества от первобытности и до настоящего времени. Всеобщая история:

v занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процесса;

v анализирует многовариантность общественно-политического, социально-экономического и культурного развития регионов, стран и народов в различные хронологические периоды и эпохи;

v освещает историческую реальность в конкретно-исторических и теоретических аспектах.

Предметом курса «История» является вся история человечества.

Задачи курса «История»:

1. Сформировать представление о ведущих факторах исторического развития.

2. Сформировать комплекс знаний о важнейших событиях и процессах мировой истории, их причинах, особенностях и последствиях.

3. Ознакомить с основными этапами в истории человечества, их важнейшими особенностями.

4. Ознакомить с историческим опытом, как положительным, так и отрицательным, накопленным в истории человечества.

5. Сформировать навыки исторического мышления, необходимые для понимания специфики настоящего и возможных перспектив будущего развития.

Вопрос о том, подчиняется ли историческое развитие определенным закономерностям или же в истории господствует случайность, издавна волновал мыслителей. В античном мире и в Средневековье было принято считать, что за действиями людей стоят высшие силы. Вмешательство свыше, проявляющее себя через случайности, препятствующие или, наоборот, помогающие реализации замыслов людей, рассматривалось как важнейшая движущая сила истории. При этом в античном мире преобладало убеждение, что постичь стремление высших сил, их цели человеку не дано.

В эпоху Нового времени появляется немало попыток постичь движущие пружины истории и направления ее развития. В этот период родилась идея прогресса. Он связывался с расширением границ человеческого знания, успехами науки и техники, совершенствованием форм организации жизни общества.

В эпоху Просвещения сложилось убеждение, что мир могут приводить в движение идеи, отвечающие глубинным чаяниям народов и представляющиеся им разумными. История воспринималась как поле реализации воли людей к утверждению тех прав человека, которые рассматривались в качестве естественных, вытекающих из его природы: на жизнь, свободу распоряжаться своей судьбой и своим имуществом. Иначе говоря, движущей силой общественного развития считались стремления людей, а его целью – реализация их замыслов.

Вершиной материалистического понимания истории принято считать учение, разработанное К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895). Марксистская теория рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Его движущей силой считалась борьба между классами.

В первой половине ХХ в. широкий подход получил так называемый цивилизационный подход к истории. В качестве основного объекта изучения выступали локальные цивилизации, различающиеся по характеру материальной и духовной культуры и проходящие определенные этапы в своем развитии.

В ХХ веке взгляд на всемирную историю как на процесс смены локальных цивилизаций получил дальнейшее развитие. Значительный вклад в разработку этой теории внесли О.Шпенглер (1880-19360, А.Тойнби (1889-1975) и отечественный мыслитель Л.Н.Гумилев (1912-1992).

В теориях цивилизационного развития прогресс связывался с тем, что каждая новая цивилизация, в определенной мере наследуя достижения своих предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной культуры. Главным источником развития Гумилев считал взаимодействие народов со средой их обитания.

Во второй половине ХХ века большую популярность приобрели идеи о существовании фаз, или стадий мирового цивилизационного развития. Американские экономисты, политологи и социологи (Дж.Гэлбрейт, У.Растоу, Д.Белл, Э.Тоффлер) видели движущую силу истории в расширении горизонтов знания, позволяющего совершенствовать орудия труда, что обеспечивало овладение новыми формами производственной деятельности. Прогресс связывался с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, а затем к промышленному производству и современному обществу высоких технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: