Культурные достижения античных государств

Культурные достижения Древнего Востока

Древние цивилизации Востока внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. К их числу можно отнести:

1. Первые кодексы законов. До наших дней сохранились законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.), хеттские и ассирийские своды (середина 2 тыс. до н.э.).

2. Первые города, являвшиеся центрами культуры, искусства и образования.

3. Появление письменности..

5. Появление монументальной архитектуры, представленной величественными пирамидами, храмовыми комплексами и т.д.

6. Зарождение культуры создания городских архитектурных ансамблей, в которых главное внимание уделялось целому комплексу построек – зданиям, площадям, дорогам, монументальным скульптурам.

7. Развитие научных знаний, особенно в области агрономии, астрономии, медицины, математики, ветеринарии.

8. Огромных успехов в области культуры добился Древний Китай – родина шелка, фарфора, бумаги, компаса, сейсмографа, глобуса, лака. Значительное развитие здесь получили медицина, астрономия и литература.

9. В Древней Индии зародился театр.

1. Развитие философии.

2. Высокого уровня развития достигли градостроительство и культура городской жизни.

3. Достигнута массовая грамотность населения.

4. Развитие исторической науки.

5. Создание театра.

6. Рождение теории красноречия и ораторского искусства.

7. Развитие художественной литературы.

8. Развитие изобразительного искусства.

9. Выработка важнейших принципов демократии – разделение властей, выборность системы исполнительной власти, контроль за исполнительной властью со стороны народа.

10. Заложили основы современного европейского права и судопроизводства.

ТЕМА 4. Средневековая история стран Запада, Востока и России
1. Происхождение и значения понятия «Средние века». Проблемы периодизации эпохи средневековья.
2. Специфика исторической эволюции стран Западной Европы в эпоху Средневековья
3. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья.
4. Специфика развития средневековой Руси.

1. Происхождение и значения понятия «Средние века». Проблемы периодизации эпохи средневековья.

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.

С распространением в исторической науке марксистской теории формаций, средневековье все чаще отождествляли с понятием феодализма. Причем, у самого Маркса докапиталистическая формация предполагала параллельное развитие рабовладельческого, феодального и азиатского способов производства. Поздние марксисты ввели термин «общественно-экономических формаций» как определение отдельных стадий человеческой истории. В соответствии с этой теорией в советской историографии сложилась традиция понимания средневековья как антагонистической классовой феодальной общественно-экономической формации. Современная наука стремится к объективному изображению событий средних веков, избегая крайностей, излишне эмоциональных характеристик и идеологических штампов. Наличие феодальной (условной) формы землевладения действительно было характерно для Европы в период с V по ХV–XVI вв., однако в то же самое время существовали и другие формы собственности: государственная, общинная и частная. Сложно говорить о феодализме на Востоке, т.к. условное землевладение в «восточном» варианте существовало с древних времен вплоть до XIX века, а кое-где сохраняет и сейчас свои традиции.

Проблемы периодизации средних веков давно волнуют историков-медиевистов (специалистов средневековья). Жак Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть до 80-х годов ХХ века определял понятие «средние века» как период с V по XV вв., от рождения варварских королевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации. В 1970-е годы Фернаном Броделем была выдвинута идея «длительного Средневековья», которую впоследствии разделял и Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала ХIХ столетия, разрушение ментальности средневекового общества.

Советские историки датировали «средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржуазной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма.

Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов, давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических открытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и западных культур.

Известный востоковед Л.С. Васильев отмечает, что понятие «средних веков» более подходит для Европы. На Востоке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло значительные традиционные черты. Только колониальная политика западных государств привела в движение стабильную и во многом статичную систему цивилизаций Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: