Занятие 13 По серии сюжетных картин

Ход занятия

По серии сюжетных картин

Цели:

коррекционно-образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

- учить детей самостоятельно придумывать собы­тия, предшествующие изображенным событиям;

коррекционно-развивающие:

- уточнять знания детей о зимующих птицах;

- развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка» (рис. 13-15), предметные картинки с изображени­ем зимующих птиц (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И.С. Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.

1. Организационный момент.

Игра «Узнай по описанию»

- Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) — воробей.

- Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.

- Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) — снегирь.

- Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) — соро­ка.

- Красноголовый, в черном фраке, лекарь дере­вьев — дятел.

- Черная, с мощным клювом, глянцевыми перья­ ми, каркает — ворона.

При каждом правильном ответе логопед выстав­ляет соответствующую картинку.

2. Объявление темы.

Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

3. Составление рассказа.

Логопед предлагает детям разложить картин­ки серии «Кормушка» в нужной последователь­ности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

- Почему дети решили сделать кормушку?

- Что им для этого понадобилось?

- Где дети повесили кормушку?

- Кто с радостью прилетал к кормушке?

- Как нужно заботиться о птицах зимой?

Далее дети описывают события, которые про­исходят на первой, второй, третьей картинках.
Логопед просит придумать имена детям.

4. Физкультминутка.

По ходу стихотворения дети выполняют соот­ветствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри, —

С красной грудкой снегири.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей еще раз внимательно рас­смотреть картинки и подумать, как они будут рас­сказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми

Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погу­лять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голо­дно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и стро­ительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми.

Логопед дает задание посчитать птиц, которые при­летают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это пере­летная птица.

7. Итог занятия.

- О чем составляли рассказ?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать?

- Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно с логопедом оде­ваются, берут свои кормушки, сделанные из подруч­ного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.

Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»

(по опорным картинкам)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам;

коррекционно-развивающие:

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед).

Предварительная работа: чтение отрывка из сти­хотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» (о сто­лярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер-красноде­ревщик, лесоруб); «Мастер» (образование при­лагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: