Характеристика открытости национальной экономики
Закрытая экономика – это такой тип экономики, в котором все товары производятся и продаются внутри страны. Открытая экономика предполагает участие в экономических отношениях с другими странами, развиты экспорт и импорт товаров, услуг, капитала, рабочей силы информации, технологий.
Степень открытости экономики характеризуется следующими показателями: экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП, объем экспортана душу населения и другие. Например, доля внешнеторгового оборота на душу населения в Голландии и Бельгии составляет 55-70%, во Франции и Англии – 40-45%, в США, Индии, Китае, России – 20-25%. Также используется анализ доли внешнего торгового оборота в общем объёме производства. доли импорта в общем объёме потребления и доли иностранных инвестиций относительно внутренних инвестиций.
Признаки открытости национальной экономики:
- прозрачность, свободный доступ к национальным макроэкономическим данным;
- экономическая свобода внутри страны (свобода индивидуального выбора, частного обмена, гарантии собственности);
- участие экономических субъектов страны в мировом интеграционном процессе.
Лидерами открытости экономики являются развитые страны и новые динамичные экономики (Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Малайзия и другие).
Эффективность открытой национальной экономики объясняется:
- инновационной структурой капиталовложений;
- высоким уровнем затрат на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
- наличием высококвалифицированной рабочей силы;
- комплексом развитой инфраструктуры;
- стимулированием качества продукции;
- оптимальной системой менеджмента.
Экономическая интеграция происходит под влиянием процесса глобализации с начала 60-х годов 20 века. Глобализация – это процесс обмена товарами и услугами, капиталом, рабочей силы, выходящий за пределы государственных границ
Стратегическими принципами интеграции транзитивных экономик, в том числе Украины, в мировую экономическую систему являются:
- развитие собственных отраслей, которые имеют конкурентные преимущества в мировой экономике;
- создание эффективного внутреннего рынка как основы для завоевания новых позиций на международных рынках;
- обеспечение финансовой стабильности, развитие предприятий и создание благоприятного инвестиционного климата;
- достижение полной конвертируемости национальной денежной единицы;
- адаптация национального внешнеэкономического законодательства для обеспечения соответствия требованиям международных организаций, и, прежде всего, Всемирной торговой организации (ВТО). ВТО – World Trade Organization – WTO – главный международный регулятор мировой торговли.;
- формирование собственных транснациональных экономических структур с глобальным менеджментом;
- интеграционное взаимодействие с СНГ, Европейским Союзом и другими экономическими союзами;
- обеспечение надлежащего уровня экономической безопасности с действенными механизмами защиты от неблагоприятных изменений международной конъюнктуры и кризисов.
Выделяют следующие необходимые институциональные условия для построения конкурентных преимуществ национальной экономики:
1) обеспечение инновационной деятельности, развитие высокотехнологичных отраслей, производство наукоемкой, энергосберегающей, экспортноориентированной продукции, защита интеллектуальной собственности, сочетание научно-технологической и предпринимательской сред путем введения налоговых льгот и кредитов;
2) развитие инфраструктуры инновационной экономики – специализированных организаций поддержки инноваций (технопарков, бизнес-инкубаторов);
3) концентрация ресурсов на реализации приоритетов инновационного развития (нанотехнологий, ядерной энергетики, авиа-, ракето-, судостроения), увеличение доли ВВП, инвестируемой в исследования и разработки;
4) развитие наукоёмких производств путем ассоциации отечественных предприятий с соответствующими фирмами ЕС, СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона;
5) стимулирование развития венчурного капитала, лизинга, эффективных механизмов поддержки перспективных проектов в сфере малого бизнеса;
6) внедрение современной системы сертификации и стандартизации продукции, развитие патентования.