Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: понятия, принципы, функции
Система обеспечения национальнойбезопасности РФ создается иразвивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, с федеральными программами в этой области.
Национальные интересы России обеспечиваются институтами государственной власти, важнейшими из которых выступают Президент РФ и возглавляемый им Совет безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, судебная власть. Названные органы осуществляют свои функции и полномочия во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации.
Нормы и институты конституционного праваиграют основополагающую роль в закреплении полномочий различных органов государственной власти в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
|
|
Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности России, в соответствии с российским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями и обращениями по проблемам национальной безопасности, в том числе с ежегодными посланиями Федеральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные положения Концепции национальной безопасности. Президент РФ может вводить режим чрезвычайного или военного положения, ему принадлежит право утверждать военную доктрину. Президент РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Федерации. Он вправе: а) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина; б) отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ за неисполнение Конституции РФ, федеральных законов, за издание акта или принятие решения, нарушающего права и свободы человека и гражданина; в) внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
|
|
Президенту практически принадлежит исключительное право назначать и освобождать от должности высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, от деятельности которых зависит национальная безопасность России. Наша недавняя история знает примеры таких бесконечных, никем не контролируемых назначений и освобождений, которые в конечном итоге оказывали дестабилизирующее воздействие на организацию и деятельность спецслужб и их сотрудников, усугубляя общественно-политическую обстановку в стране.
Федеральному Собранию РФ принадлежит особое место в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку именно парламент формирует законодательную базу в рассматриваемой области. В федеральных законах определяется правовой статус, компетенция различных органов государства, обеспечивающих национальную безопасность. С помощью этих нормативных правовых актов вырабатывается механизм защиты прав и свобод личности. В палатах Федерального Собрания РФ образуются комитеты и комиссии, деятельность которых напрямую связана с вопросами обеспечения национальной безопасности.
Органы исполнительной власти также выполняют значительный объем работы по практической реализации такой функции государства, как обеспечение национальной безопасности.
Среди полномочий Правительства РФ, сформулированных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», – осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области национальной безопасности с учетом сформулированных Президентом РФ приоритетов, а также формированию в установленном порядке статей федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.
Правительство осуществляет систематический контроль за федеральными органами исполнительной власти, в том числе имеющими функции по обеспечению национальной безопасности. Это прежде всего: контроль за соответствием законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральных органов исполнительной власти; контроль за разработкой и реализацией мер по обеспечению национальной безопасности этими органами.
В функциях и полномочиях различных звеньев судебной системы находит отражение место судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности. Так, среди целей Конституционного Суда РФ Федеральный конституционный закон называет защиту основ конституционного строя, защиту прав и основных свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Другие звенья судебной системы РФ также имеют цели и задачи в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Важнейшей сферой обеспечения национальной безопасности выступают политические отношения. Конституция РФ закрепляет демократический государственный режим, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Вместе с тем на общем состоянии политических отношений сказывается отсутствие опыта развития демократических традиций в этой сфере на протяжении длительного этапа развития нашей страны. Одним из факторов, разрушающих стабильность политических отношений и составляющих угрозу национальной безопасности, является политическийэкстремизм. Конституционно-правовые нормы играют важную роль в регулировании отношений по противодействию проявлениям политического экстремизма.