Законодательная основа обеспечения безопасности

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: понятия, принципы, функции

Система обеспечения национальнойбезопасности РФ создается иразвивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными за­конами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Пра­вительства РФ, с федеральными программами в этой области.

Национальные интересы России обеспечиваются институтами государственной власти, важнейшими из которых выступают Пре­зидент РФ и возглавляемый им Совет безопасности РФ, Федераль­ное Собрание РФ и Правительство РФ, федеральные органы ис­полнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, судебная власть. Названные органы осуществляют свои функ­ции и полномочия во взаимодействии с общественными организа­циями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации.

Нормы и институты конституционного праваиграют основопола­гающую роль в закреплении полномочий различных органов госу­дарственной власти в области обеспечения национальной безопас­ности Российской Федерации.

Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ опреде­ляет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспече­ния национальной безопасности России, в соответствии с россий­ским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасно­сти, выступает с посланиями и обращениями по проблемам нацио­нальной безопасности, в том числе с ежегодными посланиями Феде­ральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные по­ложения Концепции национальной безопасности. Президент РФ мо­жет вводить режим чрезвычайного или военного положения, ему при­надлежит право утверждать военную доктрину. Президент РФ обеспе­чивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномо­чий федеральной государственной власти на всей территории Феде­рации. Он вправе: а) приостанавливать действие актов органов испол­нительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обяза­тельствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина; б) отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ за не­исполнение Конституции РФ, федеральных законов, за издание акта или принятие решения, нарушающего права и свободы человека и гражданина; в) внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта РФ.

Президенту практически принадлежит исключительное право назначать и освобождать от должности высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, от деятельности ко­торых зависит национальная безопасность России. Наша недавняя история знает примеры таких бесконечных, никем не контролируе­мых назначений и освобождений, которые в конечном итоге оказывали дестабилизирующее воздействие на организацию и деятельность спецслужб и их сотрудников, усугубляя общественно-политическую обстановку в стране.

Федеральному Собранию РФ принадлежит особое место в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку именно пар­ламент формирует законодательную базу в рассматриваемой облас­ти. В федеральных законах определяется правовой статус, компе­тенция различных органов государства, обеспечивающих нацио­нальную безопасность. С помощью этих нормативных правовых актов вырабатывается механизм защиты прав и свобод личности. В па­латах Федерального Собрания РФ образуются комитеты и комис­сии, деятельность которых напрямую связана с вопросами обеспе­чения национальной безопасности.

Органы исполнительной власти также выполняют значительный объем работы по практической реализации такой функции государ­ства, как обеспечение национальной безопасности.

Среди полномочий Правительства РФ, сформулированных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», – осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, обес­печению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, координации деятельности федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области национальной безопасности с учетом сформулированных Президентом РФ приоритетов, а также формированию в установ­ленном порядке статей федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.

Правительство осуществляет систематический контроль за фе­деральными органами исполнительной власти, в том числе имею­щими функции по обеспечению национальной безопасности. Это прежде всего: контроль за соответствием законодательству норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральных органов исполнительной власти; кон­троль за разработкой и реализацией мер по обеспечению нацио­нальной безопасности этими органами.

В функциях и полномочиях различных звеньев судебной системы находит отражение место судебной власти в системе обеспече­ния национальной безопасности. Так, среди целей Конституционного Суда РФ Федеральный конституционный закон называет защиту основ конституционного строя, за­щиту прав и основных свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Другие звенья судебной системы РФ также имеют цели и задачи в области обес­печения безопасности личности, общества и государства.

Важнейшей сферой обеспечения национальной безопасности выступают политические отношения. Конституция РФ закрепляет демократический государственный режим, идеологическое и поли­тическое многообразие, многопартийность. Вместе с тем на общем состоянии политических отношений сказывается отсутствие опыта развития демократических традиций в этой сфере на протяжении длительного этапа развития нашей страны. Одним из факторов, разрушающих стабильность политических отношений и составляю­щих угрозу национальной безопасности, является политическийэкстремизм. Конституционно-правовые нормы играют важную роль в регулировании отношений по противодействию проявлениям по­литического экстремизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: