Концепция национальной безопасности РФ.
Конституция РФ в ст. 13 устанавливает запрет на создание и функционирование общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституции. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г. называет следующие принципы такого противодействия: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Экстремистская деятельность (экстремизм) определяется в законе как деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных:
|
|
1) на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
2) подрыв безопасности РФ;
3) захват или присвоение властных полномочий;
4) создание незаконных вооруженных формирований;
5) осуществление террористической деятельности;
6) возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
7) на унижение национального достоинства;
8) на осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
9) на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Основными направлениями противодействия экстремистской деятельности являются: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение такой деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц
(ст. 2, 3).
Национальные интересы России в различных сферах заключаются в соблюдении и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ содержит обширный перечень личных, политических, экономических, социально-культурных прав и свобод. В качестве примера можно привести ст. 42 Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии. Истощение природных ресурсов страны находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Развитие топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитость законодательной основы природоохранной деятельности, ограниченное использование природосберегающих технологий, переработка и захоронение на территории страны опасных для окружающей среды материалов и веществ создают реальную угрозу ухудшения экологической ситуации. Поэтому в числе приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере Концепция национальной безопасности называет: рациональное использование природных ресурсов; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных, химических и радиоактивных отходов; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии; принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.
|
|
В настоящее время существует еще одна сфера конституционно-правового обеспечения национальной безопасности – информационная безопасность. В этой сфере угрозу национальной безопасности представляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. На конституционном уровне эта сфера получила правовую защиту в ст. 29, закрепляющей право индивида свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности РФ являются: реализация названных основных прав человека и гражданина; правовая защита информационных каналов, компьютерных сетей, совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Главной в реализации задач обеспечения национальной безопасности является конституционно-правовая база, на которой основана политическая воля государства; происходит объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в государственную систему обеспечения национальной безопасности, координация их деятельности с негосударственной системой, включающей граждан и их объединения, политические партии. Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства содержится в упомянутой Концепции национальной безопасности. В ней также сформулированы важнейшие направления государственной политики в этой области.
1.Концепция характеризует Россию как часть мирового сообщества,определяет ее место в деле укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В перспективе отмечается более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера.
|
|
2.Концепция содержит определение национальных интересов России,которые представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в самых разных областях: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической идр. Именно эти интересы определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в укреплении демократии и ее институтов, в создании правового и социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.
3. Концепция формулирует широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности,подчеркивая, что объяснение причин их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.
|
|
Что касается такой важной сферы, как экономика, угрозы национальной безопасности имеют комплексный характер и обусловлены сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, сокращением исследований на стратегически важных направлениях науки, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что в конечном счете может привести к утрате Россией передовых позиций в мире, усилению внешней технологической зависимости и в результате – подрыву обороноспособности страны. Тенденции к преобладанию в экспорте топливно-сырьевой и энергетической составляющих давно вызывают опасения специалистов. Они наряду с другими негативными процессами в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, к социальной дифференциации общества, что угрожает федеративному устройству и социально-экономическому укладу РФ.
В Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности. Важнейшими среди них являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ; формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями и т.д.
4.В Концепции также определены основные направления обеспечения национальной безопасности в экономической, политической, социально-духовной, экологической, информационной и военной областях. Осуществление конституционного принципа полновластия народа требует согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти, единства судебной системы. Особое внимание в Концепции уделяется основным направлениям защиты конституционного строя, среди которых:
- обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;
- разработка правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
- выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
- совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.