Субъекты обеспечения национальной безо­пасности

Концепция национальной безопасности РФ.

Конституция РФ в ст. 13 устанавливает запрет на создание и функционирование общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституции. Федеральный закон «О противодействии экстремистской дея­тельности» 2002 г. называет следующие принципы такого противо­действия: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; закон­ность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экс­тремистской деятельности; сотрудничество государства с общест­венными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвра­тимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Экстремистская деятельность (экстремизм) определяется в за­коне как деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физиче­ских лиц по планированию, организации, подготовке и соверше­нию действий, направленных:

1) на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

2) подрыв безопасности РФ;

3) захват или присвоение властных полномочий;

4) создание незаконных вооруженных формирований;

5) осуществление террористической деятельности;

6) возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

7) на унижение национального достоинства;

8) на осуществление массовых беспорядков, хулиганских дейст­вий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

9) на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, соци­альной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Основными направлениями противодействия экстремистской деятельности являются: принятие профилактических мер, направ­ленных на предупреждение такой деятельности, в том числе на вы­явление и последующее устранение причин и условий, способст­вующих ее осуществлению; выявление, предупреждение и пресече­ние экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц
(ст. 2, 3).

Национальные интересы России в различных сферах заключа­ются в соблюдении и защите конституционных прав и свобод чело­века и гражданина. Конституция РФ содержит обширный перечень личных, политических, экономических, социально-культурных прав и свобод. В качестве примера можно привести ст. 42 Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на благоприятную окру­жающую среду, достоверную информацию о её состоянии. Истоще­ние природных ресурсов страны находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобаль­ность и важность этих проблем. Развитие топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитость законодательной основы природоохранной деятельности, ограниченное использование природосберегающих технологий, переработка и захоронение на терри­тории страны опасных для окружающей среды материалов и ве­ществ создают реальную угрозу ухудшения экологической ситуа­ции. Поэтому в числе приоритетных направлений деятельности го­сударства в экологической сфере Концепция национальной безо­пасности называет: рациональное использование природных ресурсов; предотвращение загрязнения природной среды за счет повы­шения степени безопасности технологий, связанных с захоронени­ем и утилизацией токсичных, химических и радиоактивных отхо­дов; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии; принятие неотложных природоохранных мер в экологиче­ски опасных регионах РФ.

В настоящее время существует еще одна сфера конституци­онно-правового обеспечения национальной безопасности – ин­формационная безопасность. В этой сфере угрозу национальной безопасности представляет стремление ряда стран к доминирова­нию в мировом информационном пространстве, вытеснению Рос­сии с внешнего и внутреннего информационных рынков; наруше­ние нормального функционирования информационных и телеком­муникационных систем, а также сохранности информационных ре­сурсов, получение несанкционированного доступа к ним. На кон­ституционном уровне эта сфера получила правовую защиту в ст. 29, закрепляющей право индивида свободно искать, получать, переда­вать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности РФ являются: реализация названных основных прав человека и гражданина; правовая защита информационных кана­лов, компьютерных сетей, совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в миро­вое информационное пространство; противодействие угрозе развя­зывания противоборства в информационной сфере.

Главной в реализации задач обеспечения национальной безопасности является конституционно-правовая база, на которой ос­нована политическая воля государства; происходит объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в государственную систему обеспечения национальной безопасности, координация их деятельности с негосударственной системой, включающей граждан и их объединения, политические партии. Система взглядов на обеспечение безопасности личности, об­щества и государства содержится в упомянутой Концепции нацио­нальной безопасности. В ней также сформулированы важнейшие направления государственной политики в этой области.

1.Концепция характеризует Россию как часть мирового сообще­ства,определяет ее место в деле укрепления экономических и поли­тических позиций значительного числа государств, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В перспективе отмечается более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая проти­водействие распространению оружия массового уничтожения, пре­дотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера.

2.Концепция содержит определение национальных интересов Рос­сии,которые представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в самых разных облас­тях: экономической, внутриполитической, социальной, международ­ной, информационной, военной, пограничной, экологической идр. Именно эти интересы определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллекту­альном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в укреплении демократии и ее ин­ститутов, в создании правового и социального государства, в дос­тижении и поддержании общественного согласия, в духовном об­новлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости основ конститу­ционного строя, суверенитета и территориальной целостности стра­ны, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

3. Концепция формулирует широкий спектр внутренних и внеш­них угроз национальной безопасности,подчеркивая, что объяснение причин их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении между­народных отношений.

Что касается такой важной сферы, как экономика, угрозы на­циональной безопасности имеют комплексный характер и обусловлены сокращением внутреннего валового продукта, сниже­нием инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, сокращением исследований на стратеги­чески важных направлениях науки, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, что в конечном счете может привести к утрате Россией передовых позиций в мире, усилению внешней технологической зависимости и в результате – подрыву обороноспособности страны. Тенденции к преобладанию в экспор­те топливно-сырьевой и энергетической составляющих давно вызы­вают опасения специалистов. Они наряду с другими негативными процессами в экономике лежат в основе сепаратистских устремле­ний ряда субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению еди­ного экономического пространства России, к социальной диффе­ренциации общества, что угрожает федеративному устройству и со­циально-экономическому укладу РФ.

В Концепции определены основные задачи в области обеспече­ния национальной безопасности. Важнейшими среди них являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутрен­них угроз национальной безопасности РФ; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его кон­ституционных прав и свобод; совершенствование системы государст­венной власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправ­ления и законодательства РФ; формирование гармоничных межна­циональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение со­циально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями и т.д.

4.В Концепции также определены основные направления обес­печения национальной безопасности в экономической, политической, социально-духовной, экологической, информационной и военной областях. Осуществление конституционного принципа полновла­стия народа требует согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной вла­сти, единства судебной системы. Особое внимание в Концепции уде­ляется основным направлениям защиты конституционного строя, сре­ди которых:

- обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;

- разработка правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

- выработка и реализация региональной политики, обеспечи­вающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

- совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: