Тема 7. Общая характеристика средневекового искусства

Раздел II. Средневековое искусство Италии

История развития культуры и искусства в Италии в средние века. Характеристика романского стиля. Готический стиль в Италии. Традиции Византийского искусства в Италии сливаются или сочетаются с «варварским стилем». Региональные особенности.

Ученые эпохи Возрождения, восхваляя свое время, называли эти 900 лет «варварской пропастью» между двумя эпохами культуры – классической древностью и Ренессансом, особенно «темной» эпохой считается время до 800 г. из-за скудности источников. В последующее время такая точка зрения подверглась критике. Для эволюции культуры Италии, народа, искусства Средневековье, напротив, значило очень многое. Эти времена отмечены расцветом католической церкви и христианского искусства, а также накоплением художественного богатства и уровня ремесла, так ярко проявившим себя в эпоху городов-государств раннего Ренессанса. С этим периодом связана эволюция региональных и местных культур, характеризующих современную Италию, и по сей день. И, наконец, период средневековья был той эпохой, когда в Италию проникли иноземные культуры и традиции художественного творчества, что, несомненно, обогатило ее культурный ландшафт. Значительная часть художественных богатств итальянского средневековья, особенно его позднего периода, сохранилась.

Финансовые успехи от транзитной торговли, географического положения определили развитие и облик таких городов как Венеция, Генуя, Пиза, Лукка. Огромные ресурсы были задействованы для строительства и украшения церквей, частных и общественных зданий. Начинают складываться местные школы скульптуры и живописи. Постепенно, художественные достижения ассоциируются с проявлениями достоинства, богатства и благородства. Возросшие потребности городов и горожан и их желание повысить свой статус особыми заказами в пользу храмов есть одна из любопытных версий неавторского меценатства в эту эпоху. С точки зрения культурологов – эти процессы обусловлены и именуются ростом утонченной городской культуры. Аналогичные процессы наблюдались в Древней Греции, где военная доблесть (постоянные конфликты Средневековья в Италии) и любовь к искусству (финансирование украшения христианских храмов в коммунах Италии) проявляли себя одновременно. Результат – особая открытая социальная атмосфера, в которой вызревает итальянская цивилизация, следы которой чувствуются и по сей день.

Романское искусство. Романский стиль. «Все еще римский» охватывает не только Италию, но и Европу, и мастера, как правило, приглашаются из Италии, а в Италии – из Рима. Романские постройки (замки и храмы) по всей стране.

Готический стиль. Сам термин итальянский и несет на себе отпечаток негативного отношения к искусству заальпийских «варварских» народов. Стиль, который лишь частично был воспринят в Италии и с множеством национальных «отступлений». Интернациональная готика. Черты позднеготического искусства в Италии.

В начале кватроченто в искусстве нашла отражение новая философско-религиозная концепция природы и истории, которая вступила в полемику с готическими традициями. Вместе с элементами византизации отдельных областей, в искусстве идет подготовка к новому этапу, поэтому этот период выделяют, называя его Проторенессансом или Предвозрождением, отмечая намечающийся разрыв с традициями средневековья.

Тема 8. Искусство раннего и классического средневековья

Раннее средневековье (усл. до 1024 гг.). В VIII-X вв.ведущая роль принадлежала архитектуре и искусству Ломбардии. Базилики с криптой под алтарной частью, наружные стены которых членились лопатками, глухими аркадами и аркатурными фризами; рядом с базиликами строили колокольни, т. н. кампанилы. Получили развитие плоскорельефный орнамент, резьба и ювелирное искусство, главным образом художественная инкрустация, в которых заметно воздействие традиций художественного творчества варварских народов. В условиях феодальной раздробленности страны романский стиль приобретал в Италии многообразные местные черты.

В следующем веке в северной и средней Италии получили распространение трехнефные базилики, нередко с двориком-атрием (церковь Сант-Амброджо в Милане), западные фасады которых членились аркадами и "карликовыми" аркадными галереями или украшались мраморными крыльцами - порталами с балдахинами на колонках, опирающихся на стилизованные фигуры львов (ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне).

В Тоскане возводили постройки т. н. «инкрустационного» стиля с полихромной мраморной облицовкой наружных стен и интерьеров (церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции). Изяществом и богатством декора отличается соборный комплекс в Пизе (баптистерий, собор и кампанила).

В романских постройках Сицилии своеобразно сочетались формы византийского, арабского, французского, римского и норманнского зодчества (соборы в Чефалу и Монреале). Эклектизм норманнской архитектуры

Своеобразным вариантом византийского крестово-купольного храма является монументальный пятикупольный собор Сан-Марко в Венеции, поражающий великолепием внутреннего убранства (мраморная облицовка, мозаики и пр.).

Сложение городской планировки большинства городов Италии. Облик большинства городов Италии сложился в XI-XIII вв., в период их интенсивного развития. В это время строились подчинённые рельефу местности городские укрепления, похожие на крепости каменные дома-башни высотой 80 метров и более (во Флоренции, в Павие, в Болонье, Турине, Сан-Джиминьяно), здания ратуш и соборов со стройными кампанилами (в Бергамо, Брешии, Вероне). Скученная застройка средневековых городов имела идущую от античности регулярную (Флоренция, Болонья, Верона) или нерегулярную (Сиена, Венеция) планировку и группировалась вокруг центральной (обычно соборной) площади.

В скульптуре романского периода традиции орнаментированной "варварской" резьбы постепенно сменились стремлением к ясности и ритмической расчленённости изображений. Романская скульптура получила особое развитие в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене, около 1106, мастер Вилиджельмо, бронзовых дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне). В Тоскане скульптура на фасадах и в интерьерах соборов органически сочеталась с полихромией мраморной инкрустацией; в Риме выделялись работы мраморщиков из семей Космати и Вассаллетти (XII-XIII вв.). Во фресковой живописи и в мозаиках XI-XII вв. византийские композиционные схемы нередко сочетались с наивной повествовательностью, грубоватой выразительностью образов (фрески нижней церкви Сан-Клементе в Риме, около 1100; мозаики соборов в Чефалу, вторая половина XII в., Торчелло, XII-XIII вв., и Сан-Марко в Венеции). В итальянской иконописи, получившей развитие в XIII в., традиции византийского искусства с характерной для него эмоциональной выразительностью и изысканностью линейного ритма и колорита соединяются со стремлением к живости, наглядности и человечности образов (алтарные образы Чимабуэ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: