Тема 10. Общая характеристика

Раздел III. Искусство эпохи Возрождения

Тема 9. Искусство Высокого средневековья и Проторенессанса

Искусство «Предвозрождения». Складывается в середине XIII в., главным образом в Тоскане. Термин дуеченто в искусствознании. Скульпторы Никколо Пизано (рельефы кафедры пизанского баптистерия), Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано. Живопись П. Каваллини (Рим) и Джотто (фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуе). Живопись Сиены XIII-XIV вв. Традиции итало-византийского искусства в сочетании с жизненной убедительностью изображения реального мира (проторенессансные черты). Черты влияния французской готической миниатюры. Работы Дуччо, Симоне Мартини, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Готическая традиция в живописи заметна у болонских и тосканских мастеров (острая характерность образов) сочеталась со смелым введением конкретных жизненных деталей. Фрески Кампосанто в Пизе, произведения Альтикьеро и Аванцо в Падуе. Готический стиль в архитектуре был лишь частично воспринят в архитектуре Италии, получил распространение в конце XIII - начале XIV вв. Отдельные декоративные мотивы готики придают романским по духу городским постройкам (Палаццо Публико в Сиене, Судейский дворец и Старый дворец (Палаццо Веккио) во Флоренции, Капитанский и Приорский дворцы в Тоди) динамическую остроту и декор, изящество. Вертикализм архитектурных членений и богатый скульптурный декор фасадов готических церквей уравновешиваются ясной соразмерностью горизонтальных членений (соборы в Сиене и Орвието), спокойной протяжённостью просторных интерьеров (церковь Сан-Петронио в Болонье, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции). Ажурные стрельчатые галереи и узорные завершения окон в сочетании с нарядной полихромией в мраморной облицовке фасадов придают светскую праздничность дворцам Венеции. Вершиной позднеготической архитектуры, т.н. «пламенеющей готики» является не только в Италии, но и в Европе в целом Миланский собор.

Экономическая стабильность торгово-ремесленных гильдий (корпораций) в итальянских городах государствах (коммунах) и религиозных братств обеспечивала художников постоянным притоком заказов. Высочайший уровень развития ремесла. Понятия artigiano, arte, artefice. Все художники и архитекторы (кроме Брунеллески) – выходцы из ремесленного сословия. Культурологические аспекты значения рафинированной художественной культуры. Гуманизм как растущий спрос на интеллектуалов в качестве доминирующего мировоззрения и развитие новых форм искусства. Переломный момент в культурном развитии Европы, но не экономическом. Расцвет искусства «возрожденческих форм» в XV-XVI вв. Чувственное осознание красоты и поэзии в сочетании с поисками научно обоснованных приёмов и средств. Изучение и творческое переосмысление традиций античного искусства, утверждение гуманистических идеалов как основа системы художественных взглядов и формального пластического языка искусства. Новые формы образования («Дом радости» Витторино да Фельтре в Мантуе). Элитарность гуманистического образования. Роль Италии в «открытии», сохранении и переработке классического наследия. Библиотеки: Ватиканская, Св. Марка в Венеции и монастыря Св. Марка во Флоренции. Активное усвоение классического наследия древности. Выходцы из Византии. Книгопечатание, картография, изобретатели (Леонардо). Теоретические трактаты. Эстетическая теория Л.Б.Альберти. Флорентийские купцы и банкиры XV века. Их интерес к культуре. «Покровители» искусств - знать. Фактическая зависимость от заказчиков и рынка торговли произведениями искусства. Истинная природа Ренессанса нашла свое воплощение в искусстве.

В эпоху Возрождения получили развитие гравюра, медальерное искусство, театрально - декорационное и декоративно-прикладное искусство.

Утверждение гуманистических идеалов приобретает героический характер в период Высокого Возрождения (конец XV - первая четверть XVI вв.). Искусство этого периода обладало исключительной силой общественного звучания.

Для архитектуры Высокого Возрождения характерны поиски совершенной композиции центрического сооружения («Темпьетто» Д. Браманте), многообразие пространственных решений, ясная пропорциональность архитектурных членений, пластичность архитектурных деталей (постройки Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.).

Для изобразительного искусства Высокого Возрождения характерно стремление к созданию, идеально - возвышенных образов, классически совершенных и выражающих представление о человеке как центре мироздания. Наличие ярких творческих индивидуальностей придаёт искусству этого периода необычайную широту и многогранность: психологизм и мягкая одухотворённость картин Леонардо да Винчи, с их тончайшей игрой воздушной светотени, драматизм и героика образов Микеланджело существуют рядом с возвышенной гармонией произведений Рафаэля, эмоциональной тонкостью и чувственным красочным полнокровием живописи венецианцев Джорджоне, Джованни Беллини, Карпаччо, Тициана. Величайшие достижения венецианской живописи относятся к началу XVI века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: