СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ С ДРУГИМИ СОЮЗАМИ (будто, как будто, нежели, словно, точно, чем, что и др.) ОБОСОБЛЯЮТСЯ
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ С СОЮЗОМ КАК НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ
| 1. Обстоятельственное значение образа действия (как?) | Как дым рассеялись мечты (= дымом – Т.п.). Как демон коварна и зла (= демонически коварна). |
| 2. Тесно связан по смыслу со = или СИС | Совсем как сумасшедший стал. |
| 3. Во фразеологических оборотах | бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, вертится как белка в колесе, крепок как дуб летит как стрела и т.д. |
N Лучше поздно, чем никогда.
А волоса у русалки зелёные, что твоя конопля.
ТИРЕ ИЛИ СКОБКИ
Вводные предложения сообщают дополнительные сведения и не связаны по смыслу с основным предложением.
N Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей. Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.
ОБРАЩЕНИЕ
| 0,… | Дорогие гости, просим за стол. |
| …,0,… | Сколько, братец, там ума! |
| …,0 | Ты пахни в лицо, ветер с полудня! |
| 0!... | Друзья! Прекрасен наш союз! |
| …, онебо, … | Не прав твой, о небо, святой приговор. |
| …, мама, а мама, … | Мама, а мама, пусти погулять. |
| …, 0 и 0, … | Здравствуй, солнце да утро веселое! |
| …, 0, …, 0,… | Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
МЕЖДОМЕТИЯ
1) М, …
…, М, …
…, М.
М!...
N Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
2) О, ну, ах, ох
![]() | ![]() |
…, М, … …Част….
N Ах, какая хорошая погода!
Ах ты, степь моя, степь привольная!
О, я знаю Вас!
Онет, я не согласен!
УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ВОПРОСИТЕЛЬНО-ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
1) Да, … - утверждение
Нет, … - отрицание
N Да, домишко очень недурен!
Нет, я не больна, Афанасий Иванович.
2) Что, …
что ж, … - вопрос,
что же, … - подтверждение
как же, … - восклицание
N Что ж, я готов.
А что, разве это не так?
Как же, жди от него помощи!
ТИПЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ССП: [ ], и (а, но) [ ].
СПП: [ ], (что…).
(Когда…), [ ].
[…,(где…),…].
БСП: [ ], [ ].
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП
| Запятая | Точка с запятой | Тире |
| [ ], и [ ]. N Рванул ветер, и в воздухе закружила пыль. | [ ]; но (а) [ ]. [ ]; и (да и) [ ]. (=[ ]. [И…].) N Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уж был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента. | [ ] – и [ ]. (Быстрая смена событий или резкое противопоставление). N [Я спешу туда] – а [там уже весь город]. [Один прыжок] – и [лев уже на спине буйвола]. |
Запятая не ставится:
1. [ Общий второстепенный член …] и [ ].
N [ В такую бурю волк не рыщет] и [медведь не вылезает из берлоги].
2. [ Общее вводное слово, …] и [ ].
N [Может быть, снова грянут морозы] и [затрещат от них окоченевшие стволы].
3. (Общее придаточное), [ ] и [ ].
N (Когда началась гроза), [игра прекратилась] и [дети побежали домой].
3. Все части – вопросительные, восклицательные, побудительные предложения.
N Это кто такие и что им надобно?
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СПП
| СОЮЗЫ | СОЮЗНЫЕ СЛОВА |
| когда потому что едва оттого что лишь так как пока лишь только если как будто раз с тем чтобы как для того чтобы что ввиду того что чтобы в связи с тем что точно вследствие того что будто словно | МЕСТОИМЕНИЯ кто какой (каков) что чей сколько который НАРЕЧИЯ где сколько когда каким образом куда насколько откуда отчего почему в какой степени зачем в какой мере и как |
| что, как, когда |
ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП
| Изъяснительные | Определительные | Обстоятельственные | ||||||
? косв. падеж
(все, кроме И.п.)
[ Гл. ], () | какой?
[ Сущ. ], () | как?– образа действия
в какой степени? - степени
где, куда, откуда? - места
когда? – времени
при каком условии? - условия
почему? – причины
зачем? – цели
(словно, будто, как) – сравнения
(хотя, несмотря на то что) - уступки
![]() ![]() (так что) - следствия
[ ], ()
| ||||||
| Местоимённо-определительные | ||||||||
какой?
[ Мм. ], () |
ТИПЫ ПОДЧИНЕНИЯ В СПП С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
| Однородное | Параллельное | Последовательное | |||
![]() ![]() ![]()
[ ], (что…), (что…)
![]() ![]() ![]()
[ ], (что…)и (что…)
N [Неприятель не хотел поверить], (что потерял инициативу), (что теперь его будут гнать). [Получили известие], (что Волга стала) и (через неё потянулись обозы).
| ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
(Когда…),[ ], (что...)
N (Когда мы вернулись), [он объявил], (что намерен серьёзно заняться этим вопросом).
| ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
[ ], (когда…), (где…).
[ ], (что, (если…), …).
[ ], (что(если…), то…).
(так, но) N [Она сказала ему], (что, (если он болен), надо лечиться). [Она сказала ему], (что(если он болен), то надо лечиться). |
ЗАПОМНИТЬ:
| 1. [ ](одно вопросит. слово). | N Меня спросили, куда я поеду. [Я объяснил ] ( куда). |
| 2. [ ], (потому что…). [… потому ], (что…). | N [Он не пришёл], (потому что заболел). [Он не пришёл только потому ], (что заболел). |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП
Запятая
[ ], [ ] - перечисляются события
N [Редел на небе мрак глубокий], [ложился день на тёмный дол].
Точка с запятой
[… 0 и 0…]; […, / /, …]. – одно из предложений осложнено
N [Вечерело]; [солнце скрылось за рощу, /лежавшую в полуверсте от сада/]; [тень от неё тянулась через поля].
Двоеточие
| 1. Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка. 2. Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. 3. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. | Пояснение (а именно). Причина (потому что). Дополнение (и увидел, и услышал, и почувствовал). |
Тире
| 1. Пашню пашут – руками не машут. 2. Любишь кататься – люби и саночки возить. 3. Хвалы приманчивы – как их не пожелать? 4. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. 5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 6. Молвит слово – соловей поет. | Время (когда). Условие (если). Следствие, вывод. Резкое противопоставл-е (а, но). Неожиданное присоединен., быстрая смена событий. Сравнение (как, будто…). |
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ


[…,(если…),…], но [ ], и [ ]. (СП с подчинительн. и сочинит. связями)
N [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].
![]() |









[ ], (как…) и (как…), (которого…). (СПП с однородным и последовательным подчинением).
N [В тишине отчётливо послышалось], (как простонал человек) и (как тяжело захрустел наст под ногами медведя), (которого необычный гул и треск выгнали из леса).

[ ], но, (если…), […].

[ ], но (если…), [то…].
N [Мы вступаем в открытое море], но, (если хорошо приглядеться), [на горизонте уже виднеются синие тени земли на море].
[Мы вступаем в открытое море], но (если хорошо приглядеться), [то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море].
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
| А: «П». А: «П?!» | Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» |
| «П», - а. «П?!» - а. «П…» - а. | «Лесть и трусость – самые дурные пороки», - громко промолвила Ася. |
| «П, - а, - п». | «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать». |
| «П, - а. - П». | «Нам придётся здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч. – В такую метель через горы не переедешь». |
| «П! –а. – П!» | «Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово!» |
«П, -а: - П!»
2 Гл. говорения
| «Не сердись, - повторил он и шёпотом на ухо добавил: - Плакать тоже не надо». |
| А: «П?» – а. | На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. |









[ ], (что…)и (что…)
N [Неприятель не хотел поверить], (что потерял инициативу), (что теперь его будут гнать). [Получили известие], (что Волга стала) и (через неё потянулись обозы).




[ ], (когда…), (где…).
[ ], (что, (если…), …).
[ ], (что(если…), то…).


«П, -а: - П!»
2 Гл. говорения






