Инновации и их роль в экономике предприятия

Современная рыночная экономика предъявляет достаточно жесткие требования к хозяйственному поведению предприятий. Всякая хозяйственная система, принимающая решения не на основе принципа максимума экономического роста, неизбежно терпит поражение в конкурентной борьбе. С точки зрения этого критерия результаты хозяйствования предприятия оказываются тем лучше, чем:

во-первых, большие суммы из полученного дохода реинвестируются в развитие производства;

во-вторых, выше отдача этих капиталовложений, т.е. быстрее внедряются в производство и приносят доход новые технологические процессы, оборудование и методы организации производства.

Известно, что прибыльность изделия зависит при прочих равных условиях от того, насколько нова положенная в ее основу техническая идея, т.е. насколько обогнала эта идея средний технический уровень разработок, достигнутый основными конкурентами. При этом основная масса прибыли получается обычно в начале (первой трети) жизненного цикла изделия. Если под адаптивностью управления понимать способность предприятия реагировать на изменение среды, то ясно, что чем она выше, тем эффективнее работа предприятия.

Адаптация предприятия к изменениям в способах и орудиях производства является средством борьбы за постоянное снижение издержек производства, что крайне важно для выживания предприятия в острой конкурентной среде. Чем быстрее внедряются в практику хозяйствования последние достижения науки и техники, тем, как правило, лучше экономическое положение предприятия. Следовательно, адаптивность - это способность к внедрению нововведений (инноваций).

Инновация в современной экономике решает триединую задачу.

Во-первых, посредством инновации обеспечивается интенсификация производства и, следовательно, она становится главным фактором развития производственных сил общества на перспективу.

Во-вторых, в условиях рафинированного потребления, когда изделие, находящееся в эксплуатации, заменяется на новое в связи с моральным, а не физическим износом, инновация является единственным источником удовлетворения соответствующих потребностей.

В-третьих, через инновацию удовлетворяются творческие потребности человека, т.е. его потребности в самовыражении в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, потребность в инновации есть потребность, в развитии. С одной стороны, - в развитии системы потребностей человека и общества. С другой стороны, - в развитии способов и средств удовлетворения этих потребностей.

Содержание и основные направления инновации могут быть представлены с помощью схемы (рис.2). Как видно из схемы, на интенсификацию производства предприятие оказывает влияние, в основном, двумя путями: во-первых, через выпуск более экономичной и (или) лучше удовлетворяющей потребности продукции, и, во-вторых, через экономию ресурсов в процессе производства, достигаемую за счет внедрения новых средств производства и технологических процессов, а также лучшей их организации.

В инновационном процессе можно выделить четырех участников, различающихся интересами и своим влиянием на итоги инновации, а именно: новатора - лицо или группа лиц, предложивших интонационную идею; субъекта инновации - предприятие, которое превращает инновационную идею в реальный объект, служащий для удовлетворения потребностей; потребителя инновации - лица или организации, чьи потребности и удовлетворяются в результате инновации; инвестора - лица или организации, финансирующие инновацию. Очевидно, что ключевым, решающим в этом цикле является поведение субъекта инновации. Рассмотрим, как заинтересовывается субъект инновации в повышении эффективности производства и, следовательно, в инновации.

Если субъект инновации является одновременно и ее потребителем, то вся достигнутая экономия остается у него, поэтому он заинтересован в инновации настолько, насколько вообще заинтересован в улучшении коммерческих результатов своей деятельности.

Значительно сложнее обстоит дело в случае, когда субъект и потребитель инновации различны. Как видно из рис. 2 для субъекта инновации возможны три различных направления в его политике обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции.

1. Модернизация изделий, выпуск их новых модификаций для удовлетворения известных потребностей. Основным экономическим результатом этого является уменьшение расхода ресурсов на новые изделия. Какая часть данной экономии останется у субъекта инновации и какая достанется потребителю - зависит о цены на новые изделия.

*) Структура инновационного цикла представлена на рис. 3, из которого видно, что он включает в себя ряд последовательных действий:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: