Управление предприятием и механизмы его оптимизации

Рис. 3. Структура инновационного цикла

Рис. 2. Влияние нововведений на результаты хозяйственно-производственной деятельности предприятия.




- разработку инновационной идеи;

- идентификацию инновационной идеи и потенциальной потребности в инновации;

- инициативу инновации, направленную, прежде всего, на поиск источников финансирования инновации;

- преобразование инновационной идеи из полученных результатов в объект, способный удовлетворить потребность в инновации у конкретного потребителя (цикл «исследование - производство - сбыт») (рис. 4).

- удовлетворение конкретной потребности в инновации (внедрение инновации).

2. Выпуск новых изделий для удовлетворения известных потребностей. Такое обновление номенклатуры связано, как правило, с ощутимым улучшением потребительских свойств выпускаемой продукции. Однако, лишь в редких случаях этого удается достичь без увеличения расхода ресурсов на изготовление изделия. Обычно новые изделия обходятся дороже. В данной ситуации важно обеспечить, чтобы перерасход покрывался экономией от сокращения общего количества изделий, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. Иными словами, удовлетворение какой-либо единичной потребности должно обеспечиваться за счет расхода меньшего количества ресурсов. Природа данного экономического результата народнохозяйственная. Лишь часть его достается конкретному потребителю. Каковы доли в общем, экономическом эффекте субъекта инновации и ее инвестора зависит от метода установления цены на данное изделие и договорных отношений между участниками инновационного процесса.

3. Выпуск принципиально новых изделий для удовлетворения заранее неопределимых потребностей. Механизм влияния этого направления инновации связан с высокой динамичностью современного производства и той особой ролью, которую играет в экономике длительность цикла "исследование - производство - сбыт" ("И-П-С") при доминировании морального износа как причины замены изделий, находящихся в эксплуатации, новыми (рис. 3 и 4).

В этих условиях чем больше опережала инновационная идея достигнутый средний уровень и чем раньше субъект инновации превратил ее в изделие, тем большим окажется срок службы изделия и тем меньше потребуется затрат ресурсов на удовлетворение данной потребности. В подобной ситуации условия субъекта инновации должны быть направлены, во-первых, на стимулирование поиска передовых инновационных идей, а, во-вторых, на максимальное сокращение длительности цикла "И-П-С", обеспечиваемого параллельным выполнением отдельных его стадий.

По идее цена изделия должна отражать объем удовлетворенной с его помощью совокупной потребности и, следовательно, зависеть от срока его службы. Но в условиях рафинированного потребления момент вывода изделия из эксплуатации и замены на новое зависит от того, что предлагается потребителю промышленностью, его финансового положения, потребителем перспектив рынка и динамики собственного развития в каждой конкретной ситуации.


t
t
Рис. 4. Два варианта реализации цикла «И-П-С»

Условные обозначения: t – текущее время; НИР – научно-исследовательские работы; ОКР – опытно-конструкторские работы; ТПП – технологическая подготовка производства; ОП – изготовление опытного образца; СП – серийное производство (изготовление установочной партии); ΔTij – время запаздывания (+) или опережения (-) начала следующей j- ой стадии относительно окончания предыдущей i -ой стадии; Тi – длительность цикла i -ой стадии инновации; Т0, 9 – совокупная длительность цикла инновации, I – последовательное осуществление стадий цикла; II – частично параллельное осуществление стадий цикла.


Следовательно, срок службы такого изделия априори определен быть не может. Поскольку вещная форма удовлетворения данной потребности детерминируются потребителем непосредственно в момент, предшествующий потреблению (в момент покупки), то даже сам факт и уж тем более объем потребления субъекту в процессе инновации неизвестны. В этой ситуации цена нового изделия, обеспечивающая экономические интересы предприятия - производителя и, следовательно, стимулирующая инновацию, должна быть одним из важных инструментов его политики продвижения нового товара на рынок. Любые другие формы и методы установления цены на новое изделие не стимулируют предприятие к риску и не способствуют инновации.

В зависимости от объекта нововведений и характера самого труда инновация может быть конструкторской, технологической и организационной. Такое разделение весьма условно. Все три направления инновации тесно и неразрывно связаны друг с другом. Природа этой взаимосвязи лежит в структуре инновационного цикла (цикл "И -П-С"), представленного на рис. 2. Из схемы видно, что организационная инновация на стадии производства, сбыта и потребления, опирающаяся на уже разработанную конструкцию и технологию, в принципе, может существовать и автономно. В то же время ясно, что технологическая инновация невозможна без организационной, а конструкторская - без технологической и организационной. Действительно, эффект инновации системен и проявляется лишь при потреблении ее продукта. Поэтому чтобы воспользоваться потенциальной возможностью эффекта, заложенную в конструкторской инновации, необходимо разработать технологию, а также организовать производство и сбыт соответствующего продукта в необходимых масштабах. Таким образом, организационная инновация является непременным условием реализации инновации конструкторской и технологической. Более того, от нее зависит также эффективность, а, следовательно, и целесообразность этих нововведений, поскольку она обеспечивает соответствующие масштабы производства и сбыта нового продукта. Особенно велика роль организационной инновации в обеспечении эффективности технологических нововведений. При той общей закономерности, что чем более производителен технологический процесс, тем большие масштабы операций требуются для обеспечения его эффективности, для различных этапов инновации и отдельных локальных техпроцессов требуются различные масштабы операций. Следовательно, для действительно экономичной организации производственного процесса гарантировать некоторый объем сбыта выпускаемой продукции недостаточно. Необходима такая динамичная адаптационная система управления, с помощью которой можно не только успешно обеспечивать требуемые различные масштабы операций для каждого локального техпроцесса, но и в случае надобности быстро изменять эти масштабы. Лишь в этом случае можно надеяться на использование в производстве новейших технологий, являющихся важнейшим источником неуклонного роста производительности труда.

Выше уже подчеркивалось одно очень важное свойство организационно-управленческих нововведений - быть инструментом, обеспечивающим превращение потенциальной возможности эффекта, заложенной в технических инновациях, в реальное улучшение экономических результатов деятельности предприятия. При этом заметим, что конкретная величина экономического эффекта зависит целиком от качества решений, принимаемых в системе управления.

Другая весьма существенная особенность организационно управленческих нововведений связана с принципиальной открытостью хозяйственных систем и высоким уровнем неопределенности, свойственным им, в силу чего традиционный для технических систем подход к их модернизации (совершенствованию) для хозяйственных систем оказывается малопригодным.

Общая схема совершенствования технической системы такова. На основе анализа отказов и других недостатков системы, данных об успешной эксплуатации других близких по функции и принципам потребления систем, а также некоторых теоретических соображений строится некоторая более совершенная модель системы. После экспериментов она реализуется на практике. Примерно по такой же схеме обычно ведут работы по совершенствованию управления хозяйственными системами.

Не отрицая возможности и, при определенных обстоятельствах, рациональности такого подхода к организационно - управленческим нововведениям, отметим ряд существенных недостатков, присущих этому пути.

Во-первых, из-за высокой сложности и неопределенности, свойственных хозяйственным системам, построить адекватную, с необходимой степенью подробности, модель их в принципе не представляется возможным. Построенная модель лишь в самых общих чертах определит реорганизуемую хозяйственную систему. Реальная система управления во всех подробностях сложится в значительной мере стихийно в результате слабо скоординированной организационно - распорядительной деятельности органов управления среднего звена.

Во-вторых, в силу тех же причин нет и не может быть полной уверенности в том, что новая система управления, кажущаяся априори идеальной, решив ряд проблем, не создаст новых, возможно еще более сложных.

В-третьих, хозяйственная система, как и любая социальная система, после реорганизации становится хотя бы в минимальной степени действенной лишь через некоторое время, после периода адаптации новых организационных форм к изменившимся условиям. При этом чем значительнее изменения в системе, тем больше адаптационный период, тем с большими затратами проходит его система.

В-четвертых, научно-технический прогресс и социальное развитие общества увеличивает разнообразие и динамизм, как потребностей, так и способов их удовлетворения. В результате свежесконструированная система управления, не успев как следует заработать, из-за изменившихся условий, может оказаться уже устаревшей, потребуется очередное преобразование и т.д.

И, наконец, в-пятых, любая самая замечательная модель хозяйственной системы не дает, да и в принципе не может дать ответа на вопрос, как же перейти от действующей к новой системе управления. А именно этот вопрос является, по нашему мнению главным, решающий в любой организационно-управленческой инновации.

Таким образом, и в данном случае оказывается, что предпо­сылки эффективности системы управления заложены в ее адаптаци­онных свойствах, а конкретный уровень эффекта, получаемый от организационно-управленческих нововведений, определяет качество принимаемых решений. Следовательно, вряд ли продуктивно зани­маться поиском структур, оптимальных для данных конкретных состояний объективных условий. Главной задачей любого совер­шенствования системы управления, очевидно, должно стать повы­шение ее адаптационных свойств.

Для современных хозяйственных систем характерно то, что решения, принимаемые в процессе управления ими, носят, как пра­вило, коллективный характер. Высокая сложность самих систем, глубина и отдаленность по времени влияния хозяйственных реше­ний на все стороны жизни общества, требует привлечения для при­нятия решений специалистов самого различного профиля. При этом глубина знаний специальных вопросов каждым из них сочетается с фрагментарностью представлений о всей ситуации в целом. Преодо­ление подобной фрагментарности и получение целостного пред­ставления может быть достигнуто лишь в процессе совместного обсуждения ситуации этими специалистами.

Будем называть неформальную группу специалистов, при­влекаемых руководителем для принятия решений, - решающей груп­пой. Ясно, что состав решающих групп, существующих при каждом руководителе, строго не определен. Он частично меняется в зависи­мости от содержания принимаемого решения. Эффективность реше­ний, принимаемых этой группой, будет зависеть как минимум от двух факторов:

1. от соответствия опыта и знаний членов решающей группы мас­штабам и содержанию (эксплуатационно-техническим свойствам продукции, отраслевым особенностям технологических процес­сов, специфике рынка данных продуктов и т.д.) хозяйственной деятельности;

2. от уровня заинтересованности членов группы в эффективности соответствующих решений.

Из сказанного видно, что эффективная решающая группа не быть создана сразу и достаточно быстро, как результат како­го-либо административно-распорядительного акта. Она может сформироваться лишь постепенно, в процессе постоянного общения, в результате которого со временем только и может сложиться атмосфера взаимопонимания и доверия, необходимая для ее эффек­тивной работы. Ясно также, что решающая группа не может быть резко и существенно изменена без утраты ею значительной части своей эффективности. Это в равной степени относится и к составу, и к масштабам, и к области деятельности решающей группы.

Поскольку сам факт организационно-управленческого но­вовведения уже есть некоторое, хотя бы небольшое нарушение обя­зательных условий эффективности решающей группы, всегда есть некоторая вероятность принятия неэффективного решения. И чем резче меняются названные условия, тем эта вероятность больше. Таким образом, обеспечение эффективности системы управления есть прежде всего проблема расширения ее адаптационных возможностей. Это, в свою очередь, требует постоянного, опережающего изменения хозяйственной ситуации развития творческих способно­стей решающих групп (элементов неформальной структуры) пред­приятия. Главными инструментами этого являются постдипломное образование и ротация кадров на предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: