Философия в системе культуры. Социальные функции философии

Основные разделы философии и их проблематика.

Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества. Первый из них - философское учение о бытии - онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, понятие, учение), т.е. рассуждения обо всем существующем. Вот примерный перечень традиционных онтологическим проблем: наш мир когда-то возник или был всегда; он погибнет или является вечным; есть ли в мире какие-то сверхъестественные сущности (Бог, бестелесный дух, Мировой Разум); существуют ли универсальные законы, упорядочивающие Вселенную, либо в ней господствуют хаос и случайность; что такое движение, пространство и время; как существует человеческое сознание – независимо от материальной оболочки (и тогда оно – бессмертная душа) либо оно зависимо от тела и умирает вместе с ним.

Основной вопрос философии. В зависимости от того, как философы понимали соотношение сознания и окружающего нас материального мира, что принимали за исходное, определяющее, сложились два противоположных направления мысли – идеализм и материализм.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая: что первично - дух или материя? Материалисты за основу берут мате­рию, а сознание рассматривают как ее исторический продукт, как нечто вторичное. Разновидности: метафизический материализм, вульгарный матери­ализм, диалектический материализм. Идеалисты первичным считают дух, сознание, которые породили из себя материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: 1) субъективный идеализм – его представители считают первичным сознание, которое конструирует для себя образ внешнего мира; 2) объективный идеализм - сторонники которого считают первич­ным мировой дух, существующий до материи и независимо от нее. Спор о первенстве материального либо духовного начал решался в философии по-разному - в виде монизма, дуализма и плюрализма. Монизм – убежденность в наличии единственной субстанции (идеальной либо материальной первоосновы всех вещей и явлений). Дуализм предполагает двойственность основ мироздания, действие в нем двух равных и независимых начал, а плюрализм – их бесконечную множественность.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фи­лософов, основной вопрос философиидостоверно не решен и фактически является вечной (неразрешенной) философской проблемой. ВХХ в. в философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его су­ществования, его свободного вы­бора, поиска смысла жизни и счастья.

Второй раздел философского знания – гносеология (теория познания). Она изучает соотношение чувственного и рационального, опытного и теоретического познания, обсуждает феномен интуиции, обосновывает методологию научных исследований. Главной проблемой гносеологии является вечный вопрос: что есть истина? Иными словами, в какой степени мы можем быть уверены, что внутренние образы нашего сознания адекватно отражают действительность? Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос, они уверены в результатах познания и предлагают различные критерии проверки истинности знаний.. Однако часть философов отрицает возможность познания мира пол­ностью или частично. Это были представители агностицизма (от греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов, признавая познавае­мость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их назы­вали скептиками, а данное направление - скептицизм.

Третий раздел – антропология (философское учение о человеке). Ее вопросы – как возникло человечество, есть ли в нас врожденная человеческая сущность (от Бога или природы) либо мы ее формируем, постепенно становясь человеческой личностью; в чем смысл труда, игры, любви, жизни и смерти; возможны ли свобода и бессмертие и др. Перечень проблем настолько велик и важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях, смысле жизни).

Четвертый раздел – социальная философия и философия истории. В нем выстраивается образ человеческого общества как целостной системы, выявляются закономерности функционирования и развития общества, обсуждаются вопросы логики исторического процесса, возможности прогресса и его критериев, проблемы и перспективы современной цивилизации.

Пятый раздел – история философии. Именно с него обычно начинают изучение философии, так как развитие философских идей предстает школой мысли, учит ставить и решать проблемы, приобщает к сложному языку философских терминов.

Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте (Вселенной, человеке, обществе). Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными (ответы на них в каждую последующую эпоху переосмысливаются, при этом углубляется понимание невозможности окончательного ответа). Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее.

Соотношение философии с наукой, религией и искусством. В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики и других, нет общепризнанных истин. Философии свойственен плюрализм (множественность) представлений, дух свободного поиска истины. Специфика философского знаниязаключается в его двойственности,так как оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Оно во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Так же, как искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования. Цель философии - помочь людям постичь истинный мир. Так же, как и религия, и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека. Философия - это учение о спасении, о том, как жить, чтобы оставаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями, перед лицом неизбежности смерти. В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире. Это не потусторонний идеал, возможный только после божественного преображения мира. В отличие от религии в философии отсутствуют догматы. Она не призывает к безоговорочной вере в те или иные принципы - философия пытается обосновать их рациональными аргументами. Как и искусство, философия использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий. Итак, от других областей человеческой культуры философию отличает не столько предмет изучения, сколько способ рассмотрения того или иного вопроса.

Функции философии. Методологическая функция. Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки: обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей и взаимосвязей. Велика роль философии как средства разработки новых методов познания и преобразования действительности. Гносеологическая функция. Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает за­кономерности возникновения, функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных. Она берет на себя роль первопроходца в познании: обдумывает проблемы, к которым наука вообще либо пока не может подступиться из-за отсутствия методов исследования и алгоритмов решений. Культурологическая функция. Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Достаточно широко, глубинно и масштабно сама наука себя не уясняет, не обосновывает. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии. Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкрет­ная культура или жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Критическая функция. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накопления опыта миропонимания и его передачи последующим периодам истории. Прогностическая функция. Философия обладает возможностями формирования новых обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. Тем самым людям предлагается - как бы на выбор - целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравственных позиций.

Интегративная функция. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Мировоззренческая функция. Исследуя мир в целом и положение человека в нём, филосо­фия выполняет мировоззренческую функцию: видеть и развивать в человеке человеческое.

Итак, мы видим, что философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека. С точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу. Зато она учит мыслить глубоко, системно, нравственно (соединяя знание с совестью). «Есть много наук, более полезных, чем философия, - говорил Аристотель, - но нет более прекрасной, чем она». Прекрасной - потому что философия - это мир свободы, истины и добра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: