Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

Процедуры и механизмы оценки на основе требований ФГОС. Планируемые результаты как основа системы оценки достижений требований стандарта. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в ФГОС. Критерии оценивания достижения планируемых результатов освоения программы начального образования. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.

Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт потребовал внесения значительных изменений во всю систему начального образования. И такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также потребовал своего совершенствования.

Особенности нового стандарта и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников?

1. Указание ФГОС на три группы требований к результатам обучающихся, освоивших

основную образовательную программу начального общего образования:

1) личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки, личностные качества;

2) метапредметным, содержащим универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компеенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

3) предметным, обращённым копыту специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

2. Ещё одной особенностью, определяющей изменения в контрольно-оценочной деятельности, является указание ФГОС на то, что предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной программы начального общего образования. В этой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, и результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения основных способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Т.е. при переходе на новый стандарт оцениваются уже не только знания, умения и навыки, но метапредметные и предметные результаты. При оценке достижения последних стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия.

3. Особое внимание следует уделять созданию условий для развития самоконтроля и самооценки, а также оцениванию степени успешности овладения этими компонентами учебной деятельности.

4. Предложенная система контроля и оценки характеризуется многоуровневым подходо м к оцениванию учебных достижений. Одно и то же действие, умение может быть достигнуто и, соответственно, оценено как на базовом, так и на повышенном уровне. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

5. Оценка достижения требований к освоению образовательных программ, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний.

Итоговое оценивание проводится в форме накопленной оценки на основе всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся – составляющих портфолио.

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное. Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.

Такая демонстрация может проводиться в как форме выставки результатов своей проектной работы, которая под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения (упрощенный аналог курсовой или дипломной работы), так и в форме комплексной интегрированной письменной контрольной работы.

Наиболее целесообразной формой оценки деятельности образовательного учреждения начального образования для проведения итоговых работ является регулярный мониторинг результатов выполнения трёх (четырёх) итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: