Мотивация – это процесс побуждения человека к плодотворной деятельности, исходя из его потребностей и целей предприятия

2.5.В условиях рыночной экономики, где труд выступает одним из факторов производства, и существует рынок труда, каждая организация (предприятие) должно обеспечивать высокую эффективность использования персонала. Для характеристики эффективности использования персонала применяются показатели производительности труда. Производительность труда - это результативность целенаправленной деятельности людей, измеряемая количеством продукции в единицу времени, приходящимся на одного работника, при нормальной интенсивности труда. Различают показатели уровня, роста и темпов прироста производительности труда. Показатели уровня производительности труда принято определять в целом по хозяйству страны, по основным отраслям хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.); отдельным отраслям производственной сферы; отдельным организациям и предприятиям, их подразделениям; по каждому рабочему месту. При расчете показателей уровня производительности труда важно найти такой способ, при котором обеспечивается сопоставимость показателей по всем странам мира и сопоставимость показателей различного уровня в конкретной стране. В мировой практике уровень производительности труда по стране определяется как отношение национального дохода к среднесписочной численности населения, занятого в сфере материального производства. Сопоставимым с рассмотренным выше показателем на уровне отдельных отраслей производственной сферы, отдельных организаций и предприятий является показатель, определяемый как отношение товарной продукции, исчисленной по добавленной стоимости, к среднесписочной численности промышленно – производственного персонала.

Рост производительности труда определяется как отношение фактического уровня производительности труда к уровню производительности труда предыдущего или базового периода, а также к расчетной (плановой) величине уровня производительности труда.

Темпы роста производительности труда определяются как отношение разности фактического уровня производительности труда и уровня производительности труда предыдущего (базового) периода к уровню производительности труда в соответствующем периоде (предыдущем, базовом). Показатели роста и темпов роста производительности труда определяются обычно в процентах.

Для обеспечения роста производительности труда чрезвычайно важно знать факторы, влияющие по его величину. Эти факторы можно разделить на две группы: материально – технические и социально – экономические. Первая группа включает факторы, зависящие от технического уровня выпускаемой продукции и её конкурентоспособности, совершенства технической, технологической базы производства, уровня автоматизации и компьютеризации производства и управления, фондовооруженности и энерговооруженности труда. Вторая группа содержит такие факторы как уровень материального благосостояния работников, наличие социальных льгот, обеспеченность жильем, совершенство систем оплаты труда и т.п.

Выбор путей повышения производительности труда предполагает воздействие на обе группы факторов. Наиболее эффективными путями является выпуск высоко технологичной конкурентоспособной продукции, повышение технического и – организационного уровня производства, совершенствование системы управления, улучшение системы материального обеспечения персонала и улучшение условий его труда и жизни.

Тема3. Основные средства и производственная мощность предприятия

3.1.Основные средства (фонды) организации (предприятия): понятие, состав и структура.

3.2. Методы стоимостной оценки основных средств.

3.3. Износ и амортизация, амортизационные отчисления, нормы амортизации. Способы расчета амортизационных отчислений.

3.4.Показатели и пути повышения эффективности использования основных средств.

3.5.Производственная мощность

3.1.Основные средства (фонды) - часть имущества организации (предприятия), которая выступает в форме средств и орудий труда, участвует во многих производственных циклах, переносит свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) частями и требует воспроизводства в натуральной форме через длительное время. Основные средства делятся на производственные, которые принимают участие в производственном процессе, его обслуживании или обеспечении необходимых условий труда, и непроизводственные, позволяющие решать социально-бытовые проблемы. К основным производственным (в дальнейшем, основным) средствам в производственных отраслях относят: земельные участки, производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулировочные приборы и лабораторное оборудование, средства вычислительной техники, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные средства. Количество и состав групп основных средств зависит от: сферы деятельности организации (предприятия), характера выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг), особенностей технологии изготовления, уровня автоматизации и компьютеризации производства и управления.

На практике различают следующие виды структур основных средств: видовую, возрастную и качественную. Видовая структура характеризуется удельным весом стоимости отдельных групп основных средств в общей их стоимости. Возрастная структура характеризуется удельным весом стоимости основных средств различного срока фактического использования в общей стоимости основных средств. Обычно эта структура определяется по тем группам основных средств, по которым наблюдается быстрое моральное устаревание: рабочие машины и оборудование, измерительные и регулировочные приборы и лабораторное оборудование, средства вычислительной техники. Качественная структура определяется удельным весом стоимости различных групп рабочих машин и оборудования в их общей стоимости. Группы рабочих машин и оборудования могут формироваться по уровню автоматизации производственных процессов, многофункциональности, степени ресурсосберегаемости, уровню специализации и т.п.

Важным является деление основных средств на активные и пассивные. К активным относят те группы основных средств, которые оказывают непосредственное воздействие на предмет труда, меняя его форму или технические характеристики: силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулировочные приборы и средства вычислительной техники. Остальные группы основных средств относят к пассивным. Следует заметить, что это деление является условным и зависит от области деятельности.

3.2. На практике используется четыре метода стоимостной оценки основных средств: оценка по первоначальной (балансовой) стоимости, оценка по восстановительной стоимости, оценка по первоначальной остаточной стоимости и оценка по восстановительной остаточной стоимости. Первый метод является самым простым, так как первоначальная стоимость всегда известна, поскольку на ее основе производится учет основных средств. Первоначальная (балансовая) стоимость включает цену приобретения основного средства, затраты на транспортировку, установку и монтаж. Недостатком этой оценки основных средств является невозможность учета в ней фактического физического состояния и морального устаревания основных средств. Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основного средства с его первоначальными характеристиками на момент его оценки. Восстановительная стоимость отличается от первоначальной на величину ее удешевления под воздействием научно-технического прогресса и величину удорожания под влиянием инфляции. Восстановительная стоимость в отличие от первоначальной позволяет учесть моральное устаревание основных средств, но также, как и последняя, не учитывает их физическое состояние. Остаточная первоначальная стоимость отличается от первоначальной стоимости на величину начисленных амортизационных отчислений за срок фактического использования основного средства, что позволяет учитывать фактический физический износ. Самым точным и сложным является метод оценки по остаточной восстановительной стоимости, которая учитывает как физический, так и моральный износ основных средств.

Существует оценка по ликвидационной и среднегодовой стоимости

3.3. Любые объекты основных фондов подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства, приходят в негодность и не могут далее выполнять свои функции.

Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств.

Уровень физического износа основных средств зависит от: первоначального качества основных фондов; степени их эксплуатации; уровня агрессивности среды, в которой функционируют основные фонды; уровня квалификации обслуживающего персонала. Учет этих факторов в работе предприятий может в значительной мере повлиять на физическое состояние основных фондов.

Физический износ восстанавливается путем ремонта, реконструкции и модернизации основных фондов

Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Моральный износ проявляется в двух формах.

Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

Вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание старых машин, физически еще годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.

Моральный износ проявляется в том, что устаревшие основные фонды по своей конструкции, производительности, экономичности, качеству выпускаемой продукции отстают от новейших образцов. Поэтому периодически возникает необходимость замены основных фондов, особенно их активной части. При этом в современной экономике главным фактором, определяющим необходимость замены, является моральный износ.

На каждом предприятии процесс физического и морального износа основных фондов должен быть управляемым. Основная цель управления - недопущение чрезмерного физического и морального износа основных фондов, особенно их активной части, так как это может привести к негативным экономическим последствиям для предприятия.

Амортизация – это процесс переноса стоимости основных средств на себестоимость продукции, в создании которой эти основные средства участвуют. Целью амортизации является накопление собственником финансовых ресурсов, необходимых и достаточных для своевременной замены устаревших основных средств. Амортизационные отчисления характеризуют часть стоимости основных средств, которая должна быть перенесена на себестоимость продукции за определенный период времени. За счет амортизационных отчислений в организациях (на предприятиях) формируется амортизационный фонд. Норма амортизации – это доля (процент) стоимости основных средств, которая должна быть перенесена на себестоимость продукции за определенный период времени. В настоящее время величина амортизационных отчислений может определяться одним из четырех способов: линейным (равномерным) способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет; способом списания стоимости пропорционально объему производства. Величина амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость единицы продукции, зависит от: первоначальной стоимости и производительности основного средства, нормы амортизации и метода расчета амортизационных отчислений.

3.4.В рыночных условиях важно рационально формировать состав и структуру основных средств, точно определять потребность в основных средствах в соответствии с характером и количеством выпускаемой продукции, оценивать эффективность их использования.

Показатели эффективности использования основных средств делятся на общие и частные. Общие показатели эффективности (или стоимостные) характеризуют использование основных средств в целом; частные (или натуральные) показатели – эффективность использования отдельных групп основных средств, в основном, рабочих машин и оборудования (производственного оборудования) и производственных площадей.

К общим показателям эффективности использования основных средств относятся: рентабельность основных средств (или фондоотдача по прибыли), фондоотдача основных средств и фондоемкость продукции. Рентабельность основных средств определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств. Показатель фондоотдачи основных средств рассчитывается как отношение объема товарной (реализованной) продукции в денежном выражении к среднегодовой стоимости основных средств. Фондоемкость есть обратный показатель фондоотдачи.

Частные показатели эффективности использования производственного оборудования включают:

-коэффициент интенсивного использования производственного оборудования (отношение фактического объема товарной продукции к расчетному объему, определяемому с учетом использования всех технических возможностей оборудования),

-коэффициент экстенсивного использования оборудования, т.е. использования оборудования по времени (отношение фактического времени использования оборудования к номинальному фонду),

-коэффициент интегрального использования, определяется как произведение коэффициента интенсивного и коэффициента экстенсивного использования оборудования,

-коэффициент сменности работы оборудования (отношение количества станко-смен, фактически отработанных всем оборудованием за определенный период времени, к произведению продолжительности периода в днях на количество единиц наличного оборудования). К частным показателям использования производственных площадей относятся: съем продукции с единицы производственной площади (отношение объема товарной продукции к величине производственной площади в квадратных метрах), коэффициент интенсивного использования производственной площади (отношение полезно используемой площади с учетом установленных норм на одно рабочее место к общей величине производственной площади), коэффициент экстенсивного использования производственной площади (отношение фактического времени использования производственной площади к номинальному фонду времени).

Повышение эффективности основных средств может быть обеспечено по двум направлениям: обновлению, улучшению состава и структуры основных средств и повышению эффективности их использования. Реализация первого направления обеспечивается путем: введения нового высокопроизводительного оборудования, обеспечивающего экономию трудовых и материальных ресурсов, введение принципиально новых технологий; создания прогрессивной структуры парка технологического оборудования, модернизации действующего оборудования, комплексной автоматизации и компьютеризации управления производством. Реализация второго направления предполагает: улучшение ремонта и обслуживания основных средств (повышение качества ремонта и обслуживания, а также сокращение времени на их производство) и совершенствование организации производства и труда (своевременный и комплексный ввод новых основных средств; эксплуатационную подготовку нового оборудования; увеличение загрузки оборудования и производственных площадей; оптимальное размещение оборудования; использование прогрессивных технологических процессов).

3.5. Производственная мощность предприятия — это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание ус­луг) за единицу времени при полном использовании производствен­ного оборудования и производственных площадей, применении прогрессивных технологий, эффективной организации труда и про­изводства, обеспечении высокого качества продукции.

Производственная мощность измеряется, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство продукции в нату­ральном измерении. Производственная мощность пред­приятия устанавливается по оборудованию, являющемуся основ­ным в технологическом и экономическом отношении.

Основными элементами, определяющими производственную мощность, являются:

§ режим работы предприятия;

§ количество установленных машин, механизмов, агрегатов и т.д.;

§ производственная площадь предприятия и его цехов;

§ технико-экономические нормы использования машин, механиз­мов, агрегатов и др.

Режим работы предприятия определяется на основе календар­ного, номинального, планового (эффективного) фонда рабочего времени:

Производственная мощность предприятия, оснащенного одно­типным оборудованием, может быть определена как произведение планового (эффективного) фонда рабочего времени на техническую норму производительности данного оборудо­вания и среднее количество единиц установленного оборудования.

Различают следующие виды производственной мощности: про­ектная, устанавливаемая в проектном задании; действующая, оп­ределяемая по мощности ведущих производственных подразделе­ний предприятий; входная, определяемая на начало планируемого периода; выходная, устанавливаемая на конец планируемого пери­ода; среднегодовая, служащая основой для расчета производствен­ной программы.

Баланс производственной мощности включает:

q мощность предприятия на начало планируемого пери­ода;

q величину прироста производственной мощности за счет различных факторов (модернизации, реконструкции и др.);

q размеры уменьшения производственной мощности в ре­зультате выбытия, передачи и продажи ОПФ, изменения но­менклатуры и ассортимента продукции, изменения режима работы предприятия и других факторов;

q величину выходной производственной мощности, т.е. мощности на конец планируемого периода;

q среднегодовую производственную мощность;

q коэффициент использования среднегодовой производст­венной.

Для устойчивой работы предприятия, а также для возмож­ности улучшения качества и обновления выпускаемой продук­ции оно должно иметь оптимальный резерв производственной мощности от 10 до 20%.

Тема 4. Оборотные средства предприятия

4.1.Оборотные средства организации (предприятия): понятие, состав, структура и источники формирования. Определение потребности в оборотных средствах.

4.2.Показатели эффективности использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств. Абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств.

4.1. Оборотные средства – это часть имущества организации (предприятия), которая функционирует преимущественно в форме предметов труда, участвует в одном производственном цикле, полностью переносит свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции за этот цикл и требует постоянного воспроизводства в натуральной форме. Из определения основных и оборотных средств следует, что они отличаются по форме, в которой функционируют (средства труда и предметы труда), продолжительности участия в процессе производства, способу перенесения своей стоимости на себестоимость выпускаемой продукции, а также периодичности воспроизводства в натуральной форме. Оборотные средства в процессе оборота меняют свою форму несколько раз. Деньги – Материальные ресурсы – Незаконченная продукция – Готовая продукция – Новые деньги. Оборотные средства классифицируются по различным признакам. В зависимости от обслуживаемой сферы оборотные средства делятся на оборотные производственные фонды (в дальнейшем, оборотные фонды) и фонды обращения,

Оборотные фонды обслуживают сферу производства и включают: сырье и основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, запасные части для ремонта оборудования, тару и тарные материалы, топливо и горючее, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые образуют производственные запасы; незавершенное производство и расходы будущих периодов, которые образуют группу незаконченной продукции.

Фонды обращения обслуживают сферу обращения и включают: готовую продукцию на складе, товары, отгруженные и в пути, образующие группу готовой продукции; дебиторскую задолженность и денежные средства (на текущем расчетном счете в банках и кассе, а также в расчетах). Оборотные производственные фонды обычно составляют до 70% общей величины оборотных средств. В составе оборотных фондов наибольший удельный вес занимают производственные запасы (порядка 70%). В зависимости от особенностей организации оборотных средств они делятся на нормируемые, потребность в которых может быть точно рассчитана, и ненормируемые.

К нормируемым оборотным средствам относят оборотные фонды и готовую продукции на складе. Нормируемые оборотные фонды составляют не менее 80% в их общей величине. В зависимости от источников формирования различают собственные оборотные фонды, формируемые за счет собственного оборотного капитала организации (предприятия), и оборотные фонды, формируемые за счет заемных и привлеченных или приравненных к ним средств.

Определение потребности в оборотных средствах включает расчет норм и нормативов. Норма оборотных средств – это относительный показатель, отражающий соотношение необходимых запасов материальных, финансовых ресурсов, незаконченной и готовой продукции и характерного показателя деятельности организации (предприятия). Обычно норма оборотных средств определяется в днях и должна учитывать особенности производства, материального обеспечения и сбыта продукции. Норматив оборотных средств – это минимальный запас оборотных средств, необходимых для обеспечения нормальной производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия). Определение нормативов оборотных средств осуществляется дифференцированно по видам производственных запасов, незавершенному производству, расходам будущих периодов и готовой продукции на складе. Сумма нормативов отдельных видов оборотных средств дает совокупный норматив, величина которого показывает потребность в собственном оборотном капитале на текущий год.

4.2. Экономия оборотных средств является одним из направлений сокращения затрат на производство продукции. Отсюда вытекает необходимость постоянной оценки эффективности использования оборотных средств. На практике оценка использования оборотных средств осуществляется на основе трех показателей: коэффициента оборачиваемости, коэффициента загрузки и длительности оборота. Коэффициент оборачиваемости определяется как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовым остаткам оборотных средств (на этапе планирования к совокупному нормативу оборотных средств) и характеризует количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период времени. Ускорение оборачиваемости может приводить к абсолютному высвобождению оборотных средств, т.е. уменьшению потребности в оборотном капитале при неизменной величине выручки от реализации продукции, или к относительному высвобождению оборотных средств, когда увеличение выручки от реализации продукции достигается при неизменной величине оборотных средств. Коэффициент загрузки оборотных средств в обороте является величиной обратной коэффициенту оборачиваемости и характеризует, сколько требуется оборотных средств для получения одного рубля выручки от реализации продукции. Длительность оборота показывает, за какое число дней совершается один оборот оборотных средств.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет при неизменной стоимости объема производства высвободить часть оборотных средств. Высвобождение оборотных средств может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное высвобождение возникает, когда фак­тическая потребность меньше плановой, т. е. это разница между пла­новой потребностью на данный период и фактической суммой средних остатков нормируемых оборотных средств.

Относительное высвобождение — это разница между плановой и расчетной потребностью в оборотных средствах отнесенной к плановой потребности.

Тема 5. Себестоимость производства и реализации продукции

5.1. Понятие издержек и их виды.

5.2. Классификация затрат на производство продукции. Смета затрат на производство.

5.3. Себестоимость продукции: её виды. Состав затрат по статьям калькуляции.

5.4. Методы расчета себестоимости.

5.5.Факторы, определяющие величину себестоимости продукции. Пути и методы снижения себестоимости.

5.1.Для осуществления производственной деятельности организация (предприятие) вкладывает средства в производственные факторы. Когда речь идет о производственных факторах, необходимо говорить об издержках организации (предприятия).

Издержки организации (предприятия) – это денежное выражение использованных производственных факторов на производство и реализацию продукции. Иначе говоря, под издержками понимается совокупность затрат организации (предприятия), необходимых для осуществления её производственно-сбытовой деятельности.

Издержки делятся на два вида: издержки производства, необходимые для осуществления производственной деятельности, и издержки обращения, необходимые для осуществления сбытовой деятельности. До недавнего времени термин издержек применялся в основном в сфере услуг. Под издержками производства подразумевались затраты организаций общественного питания, а под издержками обращения затраты торговых предприятий.

В рыночной экономике различают явные (бухгалтерские), вмененные и безвозвратные издержки. К явным издержка относят денежные расходы на сырьё и материалы, амортизационные отчисления, расходы на оплату труда и другие, необходимые для осуществления производства и реализации продукции. Совокупность явных издержек образует себестоимость продукции. Вменёнными издержками считаются наилучшие издержки при наличии альтернативных вариантов. Безвозвратными считаются издержки, произведенные ранее и невозместимые.

Следует различать постоянные, переменные, валовые, средние и предельные издержки. Издержки, связанные с использованием производственных факторов, величина которых не зависит от объема производимой продукции, называются постоянными. Издержки, связанные с использованием производственных факторов, величина которых прямо пропорциональна объему продукции, называются переменными издержками.

Сумма постоянных и переменных издержек на выпуск продукции образует валовые издержки. Величина валовых издержек, приходящаяся на единицу продукции, составляет средние валовые издержки. Аналогично можно определить средние постоянные и средние переменные издержки. Предельные издержки определяются как отношение прироста переменных издержек к приросту объема выпуска продукции.

5.2. Все текущие затраты организации (предприятия) классифицируются по следующим признакам: природа затрат (затраты прошлого овеществленного и живого труда); объект затрат (товар, работа, услуга, заказ); место возникновения затрат (цех, производство, бригада); способ отнесения затрат на единицу продукции (прямые и косвенные затраты); характер зависимости затрат от объема производства (условно-переменные и условно-постоянные затраты); экономическое содержание (статьи калькуляции и экономические элементы); состав затрат (простые, содержащие затраты одного вида, и комплексные, содержащие затраты различных видов), степень участия в процессе производства (основные, связанные с выполнением технологических процессов изготовления продукции, и накладные, обеспечивающие управление и организацию производства).

К прямым относятся затраты, величина которых может быть непосредственно рассчитана на единицу продукции на основе технической документации, экономических норм и нормативов, К косвенным относятся затраты общие для нескольких видов продукции, отдельных подразделений или организации (предприятия) в целом. Условно-переменные затраты – это затраты, величина которых на единицу продукции практически не зависят от объема производства; в расчете на объем производства их величина прямо пропорциональна этому объему. К условно-постоянным относят затраты, величина которых в целом по подразделению или организации (предприятию) практически не зависит от объема производства; в расчете же на единицу продукции обратно пропорциональна объему. По статьям калькуляции производится расчет себестоимости, по экономическим элементам определяется смета затрат на производство.

Смета затрат на производство характеризует объем затрат, необходимых для выполнения годового выпуска продукции. Расчет сметы затрат производится по экономически однородным элементам независимо от места возникновения и назначения затрат. В настоящее время при расчете сметы затрат на производство выделяют следующие элементы затрат: материалы, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и прочие затраты. Смета затрат на производство может определяться одним из следующих методов: методом прямого расчета затрат по элементам, методом суммирования смет затрат по всем подразделениям, калькуляционным методом, укрупненным методом.

5.3.Себестоимость — это совокупные текущие затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции.

Целью определения себестоимости продукции является получение объективной информации о совокупных затратах для правильного формирования цены продукции. Расчет себестоимости единицы продукции производится по статьям калькуляции. В зависимости от способа отнесения затрат на единицу продукции они подразделяются на прямые и косвенные. К прямым затратам обычно относят такие статьи калькуляции, как «Сырье и материалы», «Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты», «Основная заработная плата производственных рабочих», «Дополнительная заработная плата производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды», «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования».

Статья калькуляции «Сырье и материалы» включает затраты на сырье и основные материалы, непосредственно входящие в продукции, составляющие ее материальную основу, а также вспомогательные материалы технологического назначения, технологическое топливо и энергия.

К «Покупным комплектующим изделиям и полуфабрикатам» относят готовые изделия, узлы, блоки и полуфабрикаты, требующие дальнейшей обработки, изготовленные на других фирмах.

Следующие три статьи калькуляции относятся только к тем производственным рабочим, которые принимают непосредственное участие в изготовлении данной продукции. «Основная заработная плата производственных рабочих» включает заработную плату по тарифу и доплаты по действующим в организации премиальным системам. «Дополнительная заработная плата производственных рабочих» включает оплату очередных и дополнительных отпусков, доплаты за работу в ночное время, доплаты подросткам, учащимся, выплаты за выслугу лет (там, где они имеют место).

«С 2010 страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 213-ФЗ от 24.07.2009г.». «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования» включают амортизационные отчисления по оборудованию, затраты на ремонт оборудования (стоимость запасных частей и заработную плату ремонтных рабочих со страховыми взносами), заработную плату наладчиков оборудования с отчислениями на социальные нужды, расходы на вспомогательные материалы, используемые на поддержание оборудования в работоспособном состоянии и чистоте (смазочные материалы, охлаждающие жидкости, ветошь и т.п.).

Для расчета прямых затрат на практике в качестве исходной информации используется: спецификации к чертежам и схемам, карты технологических процессов, экономические нормы и нормативы.

Косвенные затраты — это общие для нескольких видов продукции, для цеха или организации (предприятия) в целом затраты. К косвенным статьям калькуляции относят: «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы» и «Коммерческие расходы».

В состав «Общепроизводственных расходов» обычно включают: амортизационные отчисления по основным средствам, используемым для производства нескольких видов продукции, арендную плату за основные средства, расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений, заработную плату с отчислениями на социальные нужды сотрудников, занятых управлением и обслуживанием производства, расходы на ремонт производственных зданий, помещений, общего оборудования и т.п.

К «Общехозяйственным (управленческим) расходам» относят: командировочные, представительские, хозяйственные расходы; оплату информационно-консультационных услуг, расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны, расходы на содержание административно-хозяйственного персонала и другие расходы, связанные с управлением организации (предприятия) в целом.

«Коммерческие расходы» — это расходы, связанные со сбытом (реализацией) продукции. Они включают: расходы на тару, упаковку, рекламу, расходы, связанные с участием в выставках, ярмарках, презентациях, затраты на доставку продукции на станцию - отправитель.

На практике могут выделять технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость. Технологическая себестоимость включает все затраты, связанные с технологией производства продукции. При необходимости она может определяться отдельно по конкретному технологическому процессу. Такая необходимость обычно возникает при освоении новых технологий и оценке экономической целесообразности их разработки и использования на производстве. Цеховая себестоимость включает все затраты, имеющие место в конкретном цехе. Производственная себестоимость включает все затраты на производство продукции, в её состав не входят только «Коммерческие расходы». Сумма всех статей калькуляции дает полную себестоимость единицы продукции.

Цеховая себестоимость рассчитывается в организациях (предприятиях), в которых действует внутренний коммерческий расчет. Цеховая себестоимость рассчитывается дифференцированно по каждому цеху. При этом все прямые затраты включают только затраты данного цеха. Это относится так же к расчету «Расходов на содержание и эксплуатацию оборудования» и «Общепроизводственным расходам», а так же прямым составляющим «Коммерческих расходов» (тара, упаковка, и т.д.).

С учетом характера зависимости затрат от объема производства они делятся на условно-переменные и условно-постоянные. К условно-переменным относят затраты, величина которых на единицу продукции остается практически неизменной, а в расчете на объем производства изменяется прямо пропорционально этому объему. К условно-переменным затратам относятся: «Сырье и материалы», «Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты», «Основная заработная плата производственных рабочих», «Дополнительная заработная плата производственных рабочих», «Отчисления на социальные нужды производственных рабочих», «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования». Остальные статьи калькуляции относят к условно-постоянным расходам. Условно-постоянные затраты — это общие для организации (предприятия) затраты, величина которых в целом по организации практически не зависит от объема производства, в расчете же на единицу продукции они обратно пропорциональны объему производства.

При делении затрат на условно-переменные и условно-постоянные следует помнить, что это деление является действительно условным. Если проанализировать состав такой статьи калькуляции как «Общепроизводственные расходы», то в ней можно выделить такие затраты как амортизационные отчисления основных средств, используемых для производства нескольких видов продукции, которые можно считать и переменными, и постоянными. В «Коммерческих расходах» также можно выделить и переменные, и постоянные затраты.

5.4.Себестоимость продукции в настоящее время определяется двумя принципиально отличающимися друг от друга точными методами:

· в первом методе себестоимость определяется как сумма прямых затрат, связанных с производством данного вида продукции, плюс соответствующая доля «Общепроизводственных расходов», «Общехозяйственных расходов» и «Коммерческих расходов»;

· во втором методе себестоимость определяется как сумма прямых затрат и доля «Общепроизводственных расходов». «Общехозяйственные расходы» и «Коммерческие расходы» в себестоимость не включается и списывается в полном объеме на уменьшение выручки от реализации продукции.

Не занимаясь детальным анализом используемых методов, следует сделать два важных замечания:

· оба метода требует выбора наиболее точного метода распределения косвенных затрат между выпускаемой продукцией;

· второй метод целесообразно использовать при однономенклатурном производстве, когда метод расчета себестоимости не оказывает существенного влияния на цену продукции.

Способ распределения косвенных затрат на практике выбирается самой организацией (предприятием). Наиболее часто применяются следующие способы распределения косвенных затрат:

· пропорционально основной заработной плате (заработной плате) производственных рабочих;

· пропорционально сумме прямых затрат на производство отдельных видов продукции;

· пропорционально выручке от реализации отдельных видов продукции. Этот метод обязателен, если прибыль организация (предприятие) получает от разных видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль по разным ставкам.

Учитывая право выбора самой организацией (предприятием) способа распределения косвенных затрат, а так же жесткой зависимости величины общепроизводственных и общехозяйственных расходов от численности основных производственных рабочих и их заработной платы, а так же количества, сложности оборудования, а, значит, расходов на его содержание и эксплуатацию, предлагается распределять «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы», пропорционально сумме «Заработной платы (основной и дополнительной) производственных рабочих» и «Расходов на содержание и эксплуатацию оборудования». «Коммерческие расходы» распределяются пропорционально производственной себестоимости.

Расчет затрат по статьям калькуляции предполагает использование следующих алгоритмов:

ü Величина затрат по статьям «Сырье и материалы», «Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты» определяется с учетом норм расхода конкретного вида сырья или материала или количества комплектующих изделий или полуфабрикатов на единицу продукции; цены приобретения; величины транспортно-заготовительных расходов. При определении затрат на сырье и материалы исключается величина возвратных отходов.

ü «Основная заработная плата производственных рабочих» рассчитывается с учетом трудоемкости изготовления по каждой технологической операции, часовой тарифной ставки по соответствующему тарифному разряду и доплат по действующей в организации (предприятии) премиальной системе.

ü «Дополнительная заработная плата производственных рабочих» определяется в процентах от основной заработной платы. Процент дополнительной заработной платы определяется как отношение годового фонда дополнительной заработной платы в целом по организации (предприятию) к годовому фонду основной заработной платы.

ü «Отчисления на социальные нужды» определяются в процентах от суммы основной и дополнительной заработной платы. Процент отчислений устанавливается правительством РФ.

ü Величина «Расходов на содержание и эксплуатацию оборудования» определяется методом машино-коэффициентов на основе данных о затратах машинного времени по каждой технологической операции, стоимости машино-часа базовой группы оборудования и величины машино-коэффициентов.

ü «Общепроизводственный расходы» и «Общехозяйственные расходы» определяются в процентах от суммы заработной платы производственных рабочих (основной и дополнительной) и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Проценты общепроизводственных и общехозяйственных расходов определяется как отношение годовой сметы общепроизводственных (общехозяйственных) расходов к сумме годового фонда заработной платы производственных рабочих и годовой сметы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

ü «Коммерческие расходы» определяются в процентах от производственной себестоимости. Процент коммерческих расходов определяется как отношение годовой сметы коммерческих расходов к годовому объему товарной продукции, исчисленному по производственной себестоимости.

При определении экономической эффективности инженерных решений на ранних стадиях проектирования применяются укрупненные (приближенные) методы определения себестоимости проектируемых изделий. Наиболее часто используемыми приближенными методами являются: метод удельных весов, метод базового узла, метод агрегирования, корреляционный метод.

5.5. Выбор путей снижения себестоимости продукции требует знания факторов, обуславливающих величину затрат по каждой статье калькуляции на конкретный вид продукции. Все факторы, влияющие на величину себестоимости можно разделить на две группы. Первая группа включает факторы, зависящие от выпускаемой продукции: функциональное назначение, сложность, технологичность конструкции. Эти факторы зависят от самой организации (предприятия) в малой степени и определяются только правильным выбором разработчика продукции и наличием полной информации о нем.

Вторая группа факторов полностью зависит от самой организации (предприятия) и определяется совершенством и физическим состоянием его технической базы, прогрессивностью используемых технологий, профессиональным составом и уровнем квалификации персонала, совершенством организации производства, труда и управления, уровнем проводимых маркетинговых исследований, умением рационального подбора поставщиков сырьевых, материальных, топливных и энергетических ресурсов, технологической и трудовой дисциплиной персонала, уровнем автоматизации и компьютеризации производства и управления.

Основными путями снижения себестоимости продукции следует считать:

· выбор высоко технологичных изделий;

· повышение технического и организационного уровня производства;

· повышение уровня автоматизации производства;

· повышение уровня производительности труда;

· использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий производства;

· применение совершенных форм и методов организации управления с целью сокращения управленческих расходов;

· применение прогрессивных методов формообразования деталей и раскроя материалов;

· выбор надежных и дешевых поставщиков материальных ресурсов;

· сокращение транспортно – заготовительных расходов.

Снижение себестоимости продукции может быть обеспечено на основе применения следующих методов: метода планирования и контроля затрат на всех этапах их производства, метода функционально – стоимостного анализа, метода маркетинговых исследований и ряда других методов.

Рассмотрение факторов, обуславливающих величину себестоимости продукции, позволяет сделать вывод о прямом влиянии на себестоимость качества разработки как новой продукции, так и качества разработки нового производственного оборудования, новых технологий и новых материалов.

Тема 6. ЦЕНА ПРОДУКЦИИ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1.Функции цен в рыночных условиях.

6.2.Формирования цены конкретной продукции на рынке.

6.3.Виды цен.

6.4.Ценовая политика предприятия.

6.1.В рыночных условиях цена выполняет следующие функции: учета и измерения, рационального размещения производства, регулирования, стимулирования, распределения и перераспределения.

Функция учета и измерения предполагает отражение в цене издержек производства и обращения, стадии жизненного цикла товара, изменений коньюктуры рынка. Цена как средство рационального размещения производства предполагает перелив капитала в те сектора экономики, те производства, которые обеспечивают более высокую норму прибыли под воздействием конкуренции и изменения спроса. Регулирующая функция цены заключается в непосредственном и опосредованном влиянии на величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы. Стимулирующая функция цены обеспечивает воздействие как на производителя через величину прибыли, так и на потребителя товара через уровень цены. Последняя функция цены заключается в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями хозяйства, его секторами, различными формами собственности, фондами накопления и фондами потребления.

6.2.Формирование цены на рынке осуществляется в несколько этапов:

· определение рыночных целей организации (предприятия) на определенный период времени;

· определение ценообразующих факторов;

· комплексное исследование рынков сбыта, сегментирование рынка и анализ потребителей;

· выбор метода ценообразования;

· определение системы скидок и приплат.

Организация (предприятие) в конкретный период времени может ставить различные цели. Например, получение максимальной прибыли, освоение новых рынков сбыта, стабилизация цен на выпускаемые товары, формирование определенной номенклатуры продукции на рынке и т.д. При формировании цены всегда следует учитывать, факторы которые могут оказывать на неё влияние в рыночных условиях. Обычно эти факторы делятся на ряд групп: особенности отрасли и отраслевые позиции организации (предприятия), характеристика товара и его положение на рынке, рыночная политика организации (предприятия), издержки производства и обращения, прочие факторы. Комплексное исследование рынка предполагает изучение спроса и предложения, изучение конкурентов, анализ их товарной, ценовой и рекламной политики, изучение потребителей, сегментацию рынка и т.п.

В рыночных условиях могут использоваться следующие методы ценообразования:

· метод полных затрат, при использовании которого цена определяется как сумма всех затрат на производство и реализацию продукции и прибыль, определяемая в соответствии с установленной нормой. Этот метод применим для расчета цен на традиционные товары и товары пониженной конкурентоспособности;

· метод, основанный на определении точки безубыточности, предполагающий определение выпуска такого количества товара, при котором может быть обеспечена целевая величина прибыли;

· метод маржинальных издержек, при котором цена определяется как сумма переменных затрат и дополнительная сумма, покрывающая остальные затраты и обеспечивающая определенную прибыль. Этот метод обеспечивает максимизацию прибыли;

· метод прямых затрат, близкий к методу маржинальных издержек, в котором цена не рассчитывается, а выбирается из возможных цен продажи устанавливаемых в ходе исследования рынков сбыта. Сущность метода заключается в нахождении маржинальной прибыли, определяемой как разница между ценой и переменными затратами, маржинального дохода с учетом маржинальной прибыли на единицу продукции и объема продаж в зависимости от используемой цены. Затем рассчитывается реализованная прибыль как разница маржинального дохода и постоянных затрат. Выбирается цена, при которой обеспечивается максимальная реализованная прибыль. Данный метод полностью ориентирован на рынок;

· метод рентабельности инвестиций, при котором в цене учитываются затраты на производство и реализацию товара и прибыль, величина которой зависит от процентов, выплачиваемых инвесторам, и других финансовых расходов. Этот метод отвечает как интересам инвесторов, так и интересам производителя;

· методы маркетинговых оценок, к которым относятся: метод сходной цены, направленный на повышение конкурентоспособности товара; метод оценки реакции покупателей, при использовании которого продавец стремится выяснить цену, по которой будет покупаться товар; метод «предложения втемную», в котором при анонимном опросе покупателей в конкурсе предложений (тендеров) выигрывает тот, чья цена обеспечивает максимальную прибыль продавцу.

Рассмотренные методы применяются при формировании цены фирмы. Для определения оптовой цены к цене фирмы добавляется сумма сбытовой наценки и транспортных расходов. Цена продажи может отличаться от оптовой цены на величину скидок и приплат. Наиболее часто встречаются скидки на объем закупок, скидки постоянному покупателю, дилерские скидки, скидки на экспортные поставки. Приплаты вводятся в тех случаях, когда выполняются особые требования заказчика или покупателя по комплектности товара, его особой отделке, виду материала и т.п.

6.3. На практике в рыночных условиях применяются различные виды цен:

· дифференцированные (продажа одного товара по разным ценам);

· долговременные, действующие без изменения в течение длительного времени;

· гибкие или эластичные цены, быстро реагирующие на изменение соотношения спроса и предложения на рынке;

· договорные, устанавливаемые по согласованию между производителем и потребителем;

· престижные (завышенные), устанавливаемые на товары очень высокого качества;

· цена «потолка», т.е. искусственно заниженная цена в результате политики государства, направленной на ограничение роста цен.

При установлении цен на новую продукцию в мировой практике наиболее известными является следующие виды цен:

· высокая цена или цена «снятия сливок», которая устанавливается при наличии у новой продукции уникальных свойств, выполнении ею новых функций, обеспечении высокой технологической и патентной защиты, наличии первоначального неэластичного (элитного) спроса. Целью установления высоких цен может быть желание быстрого возмещения расходов на освоение выпуска новой продукции, быстрая окупаемость инвестиций или повышение престижа фирмы;

· низкая цена (цена проникновения или цена прорыва) обычно применяется в случае, если продукция строится на простых технических решениях, отсутствует уникальность, есть опасность быстрого появления конкурентов, существует большой спрос и фирма имеет прочное финансовое положение. Целью применения низких цен может быть желание расширить рынки сбыта и увеличить объем выпуска продукции;

· экспериментальные цены, которые применяются при создании товара принципиально нового функционального назначения, когда полностью отсутствует информация о спросе, возможных рынках сбыта и цене.

Регулирование цен может осуществляться на различных уровнях: на межгосударственном уровне, уровне государства, уровне местных органов власти. На межгосударственном уровне регулирование цен может осуществляться или в рамках отдельных товарных союзов, или в рамках интеграционных союзов стран. На государственном уровне правительство может вмешиваться в установление цен на товары, которые являются государственной монополией, на товары государственного сектора, на отдельные виды товаров, имеющих большое социальное значение. Кроме того, правительства многих стран ежегодно заключают соглашения с союзами предпринимателей, в которых устанавливается на отдельные виды товаров или максимально допустимая цена, или максимально допустимая прибыль. Регулирование цен местными органами власти обычно производится на товары и услуги регионального значения (водоснабжение, канализация, мусоросбор, местные транспортные услуги и т.д.).

6.4. Ценовая политика организации (предприятия) – это создание системы ценообразования, охватывающей весь ассортимент выпускаемой продукции и учитывающей различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей, для разных регионов, специфику в уровнях спроса, сезонность потребления товара, постоянно меняющееся конкурентное окружение и многие другие факторы. Ценовая политика организации (предприятия) включает следующие модули: цели, принципы, формы реализации, методы реализации и факторы, определяющие ценовую политику.

Целями ценовой политики организации (предприятия) могут быть: сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей номенклатуре товара, максимальное увеличение сбыта продукции, завоевание лидерства на рынке. Ценовая политика должна осуществляется на основе следующих принципов: достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала; обеспечение стабильного положения на рынке; активизация покупательского спроса; соблюдение государственных правовых актов. Формами реализации ценовой политики являются: сохранение стабильности цен, изменение цен, установление единых цен, применение гибких цен. К методам реализации ценовой политики относятся: обеспечение заданной цены массовой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажиотажного спроса, «снятие сливок» путем кратковременного повышения цен на новые виды товаров. Факторами, определяющими ценовую политику, являются: спрос, предложение, фискальная политика государства, конкуренты и инфляция.

Тема 7. ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. Рентабельность

7.1.Понятия дохода, его виды и расчет.

7.2.Понятие прибыли, её виды и расчет.

7.3.Факторы, определяющие величину дохода и прибыли.

7.4.Анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль».

7.5.Рентабельность как отражение экономической эффективности производства

7.1. Доход – это средства, получаемый в результате всех видов деятельности организации (предприятия), использования авансированного капитала и рабочей силы. Основными видами доходов организации (предприятия) являются:

· чистая выручка от реализации товаров, работ, услуг (в дальнейшем – продукции) и материальных ценностей, определяемая как разница выручки от реализации продукции и материальных ценностей и налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей;

· валовой доход, определяемый как разница чистой выручки от реализации продукции и материальных ценностей плюс доходы от внереализационной деятельности и полной себестоимости реализованной продукции без средств на оплату труда;

· маржинальный доход, определяемый как разница чистой выручки от реализации продукции и суммы переменных затрат на реализованную продукцию;

· прочий доход, в состав которого включаются: проценты к получению, доход от участия в других организаций, доходы от прочей операционной деятельности и доход от внереализационной деятельности.

7.2. Прибыль – это основной показатель результата финансовой деятельности организации (предприятия), определяемый как разница между полученным доходом и затратами, необходимыми для получения этого дохода Роль прибыли в рыночных условиях чрезвычайно велика. Она обусловлена следующими соображениями:

во-первых, прибыль является основной целью деятельности всех коммерческих организаций;

во-вторых, прибыль является одним из главных источников формирования государственного бюджета страны;

в-третьих, за счет прибыли создаются в организации (предприятии) резервные фонды;

в–четверных, прибыль является источников устойчивого роста организации (предприятия).

В экономической деятельности организаций (предприятий) чаще всего используется два показателя прибыли: прибыль от реализации и чистая прибыль. Прибыль от реализации определяется как разница между чистой выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализованной продукции. Чистая прибыль рассчитывается как исключение из прибыли от реализации налога на прибыль и резервных фондов организации (предприятия).

В практике бухгалтерского учета с 2004 года различают следующие показатели прибыли:

· валовая прибыль, исчисляемая как разница чистой выручки от реализации продукции и материальных ценностей и полной себестоимости реализованной продукции без управленческих и коммерческих расходов;

· прибыль от продаж, определяемая как разница между валовой прибылью и суммой управленческих и коммерческих расходов;

· прибыль до налогообложения, рассчитываемая как разница между прибылью от продаж и результатом прочей деятельности, определяемым как разница суммы прочих доходов и суммы прочих расходов;

· чистая прибыль, определяемая как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

В условиях рыночной экономики чистая прибыль рассматривается как важнейший показатель деятельности организации (предприятия) и находится в центре внимания как руководства, та и финансовых рынков. От величины и динамики чистой прибыли зависит развитие организации (предприятия), а также величина дивидендов и прибыль инвесторов.

7.3. Роль, выполняемая показателями прибыли в рыночных условиях, определяет необходимость знания факторов, влияющих на их величину. Поскольку в России в настоящее время основной вклад в прибыль вносит прибыль от реализации продукции, следует рассмотреть факторы, оказывающие на неё наибольшее влияние. Эти факторы можно разделить на две группы: внешние факторы, не зависящие от самой организации (предприятия), и внутренние факторы, зависящие от организации предприятия. К внешним относят факторы, определяющие выручку от реализации и величину затрат на производство и реализацию продукции. К первой группе относятся такие факторы как: законодательная база предпринимательской деятельности, система налогообложения, наличие и виды конкуренции, степень вмешательства государства в регулирование системы ценообразования, действенность антимонопольной политики и другие факторы. К внутренним относят такие факторы как: конкурентоспособность выпускаемой продукции, рациональность проводимой товарной и ценовой политики, совершенство технической и технологической базы, уровень совершенства организации производства, труда и управления, совершенство систем оплаты труда, качество проводимых маркетинговых исследований, учет возможных действий конкурентов, правильность формирования ассортимента выпускаемой продукции, своевременность обновления выпуска продукции, правильность выбора поставщиков материальных ресурсов и т.п.

7.4. Целью анализа зависимости «затраты - объем выпуска – прибыль» является установление количества продукции, ниже которого организации (предприятию) невыгодно заниматься производством. Анализ данного соотношения позволяет учесть действие операционного рычага, которое проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции приводит к ещё большему изменению прибыли. Это количество продукции называется пороговым. Сила воздействия операционного рычага определяется как отношение, так называемой, валовой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и общей суммой переменных затрат. Сила воздействия операционного рычага возрастает при снижении выручки от реализации и наоборот. Практика показывает, что чем выше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательский риск. Поэтому при решении проблемы увеличения прибыли следует учитывать эту зависимость.

В процессе анализа зависимости «затраты - объем выпуска – прибыль» необходимо ввести ряд новых понятий: порог рентабельности и пороговое количество товара. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет и прибылей. Порог рентабельности определяется как отношение постоянных затрат к доле валовой маржи в выручке от реализации. Пороговое (критическое) количество товара при выпуске одного вида товара определяется как отношение суммарных постоянных затрат, необходимых для деятельности организации (предприятия), к разности цены единицы товара и переменных затрат на единицу продукции или как отношение порога рентабельности к цене реализации товара. При производстве нескольких видов продукции пороговое количество товара определённого вида рассчитывается как отношение произведения всех постоянных затрат организации (предприятия) на удельный вес данного товара в общей выручке от реализации продукции к разности цены и переменных затрат по данному товару. Пороговому количеству товара соответствует пороговая выручка от реализации.

На практике пороговое количество товара и пороговая выручка от реализации часто определяются графическим методом путем построения графика и нахождения точки безубыточности.

7.5.Для характеристики экономической эффективности производства используются показатели рентабельности. В отличие от показателей прибыли они учитывают не только получаемый организацией (предприятием) абсолютный результат деятельности, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимые для получения прибыли.

Сравнение различных производств по показателям рентабельности дает более объективные оценки, чем их сравнение по величине прибыли. Принято показатели рентабельности определять в процентах.

Наиболее часто рассчитываемыми показателями рентабельности являются:

· рентабельность активов (экономическая рентабельность), определяемая как отношение чистой прибыли к общей величине активов (общей стоимости имущества);

· рентабельность реализации (продаж) или рентабельность производственной деятельности, определяемая как отношение чистой прибыли к чистой выручке от реализации продукции;

· рентабельность собственных средств, исчисляемая как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность активов характеризует насколько правильно и эффективно организация (предприятие) использует имеющиеся в её распоряжении внеоборотные и оборотные активы, прежде всего, основные и оборотные средства. Рост величины активов обоснован только в том случае, если он сопровождается опережающим ростом выручки и прибыли. Рентабельность реализации характеризует как рентабельность производства, так и рентабельность сбыта продукции и конкурентоспособность и рентабельность самой продукции. Одним из важнейших показателей рентабельности в условиях рынка и частной собственности является рентабельность собственного капитала. В повышении этого показателя заинтересованы как собственники, так и акционеры и инвесторы. В зарубежной практике кроме показателя рентабельности собственного капитала рассчитывается также и показатель устойчивого роста, определяемый как отношение нераспределенной прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала. В последнее время при расчете рентабельности активов и рентабельности собственных средств наряду с чистой прибылью достаточно часто используют нетто-результат эксплуатации инвестиций. Это обеспечивает сопоставимость с аналогичными показателями зарубежных фирм.

Для более детального анализа деятельности организаций (предприятий) кроме вышеперечисленных рассчитываются также показатели:

· рентабельность основных средств как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств;

· рентабельность текущих затрат как отношение чистой прибыли к полной себестоимости годового объема товарной продукции.

Выбор путей повышения рентабельности основан на путях роста прибыли, путях сокращения затрат на производство и сбыт продукции, путях повышения эффективности использования основных средств и ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Кроме показателей рентабельности в ряде случаев целесообразно определять и показатели деловой активности организации (предприятия). В качестве показателя экономического эффекта при их расчете используется чистая выручка от реализации. Наиболее часто определяются такие показатели деловой активности как оборачиваемость активов; оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость материально-производственных запасов.

Тема 8. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ производства, капитальных вложений и инвестиционных проектов

8.1. Понятия экономического эффекта и экономической эффективности.

8.2. Общая и сравнительная экономическая эффективность затрат (капитальных вложений).

8.3. Объекты оценки экономической эффективности и их характеристика.

8.4.Методы оценки эффективности инновационных и инвестиционных проектов.

8.1. Ограниченность всех видов существующих ресурсов вынуждает заботиться об их рациональном использовании. Для оценки рациональности использования ресурсов в экономике введены понятия экономического эффекта и экономической эффективности. Под экономическим эффектом понимается экономический (финансовый) результат проведения любых мероприятий (результатов научных, конструкторских, технологических, инженерных, организационных решений), который может быть выражен показателями абсолютного роста (национального дохода, прибыли) или показателем снижения затрат.

Экономическая эффективность - это относительный показатель, характеризующий результат сравнения экономического эффекта и затрат, необходимых для его достижения.

Следует помнить, что при оценке любых мероприятий необходимо учитывать не только экономические последствия их проведения, но и их


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: