Инициативный и обязательный аудит

Аудит экономического субъекта может быть инициативным обязательным.

Инициативный (добровольный) аудит обычно проводится по решению руководства предприятия или его собственников. Его целью является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности.

Обязательный аудит регламентируется государством В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. приведен перечень критериев, по которым организации подлежат обязательной аудиторской проверке (табл. 2). Согласно закону обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, что позволяет повысить качество его проведения. Кроме того, в соответствии с нормами закона при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Таблица 2.

Критерии обязательного аудита.

Критерии Экономические субъекты
ОПФ экономического субъекта ОАО
Вид деятельности экономического субъекта 1) кредитные организации; 2) страховые организации и общества взаимного страхования; 3) товарные и фондовые биржи; 4) инвестиционные фонды; 5) государственные ВБФ, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физ. и юр. лицами; 6) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физ. и юр. лиц; 7) экономические субъекты, обязательные аудит в отношении которых предусмотрен федеральным законодательством.
Финансовые показатели деятельности экономического субъекта Объем выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг) за один год превышает 5000 тыс. МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200 тыс. МРОТ
ОПФ экономического субъекта и его финансовые показатели Государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, если финансовые показатели их деятельности соответствуют приведенным выше критериям. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ могут быт понижены

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить следующим образом:

1) услуги, совместимые с проведением у предприятия обязательного аудита;

2) услуги, не совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки.

К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, относятся услуги по ведению бухгалтерского учета, восстановления бухгалтерского учета, составлению налоговых деклараций, составлению бухгалтерской отчетности. Все другие услуги, сопутствующие аудиту, являются совместными с проведением у предприятия аудиторской проверки.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

1) услуги действия;

2) услуги контроля;

3) информационные услуги.


Тема 2. Аудиторские доказательства.

Виды, источники и методы получения аудиторских доказательств определяются в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить надлежащие аудиторские доказательства на основе детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, проведения аналитических процедур, проверки средств внутреннего контроля.

В программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств.

Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

Смешанные аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные и внутренние доказательства.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, предоставленные аудируемым лицом. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны: достаточность – это количественная мера аудиторских доказательств, надлежащий характер является их качественной стороной.

Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от следующих факторов:

* степени аудиторского риска, т.е. вероятности принятия неверного решения аудиторской организацией;.

* наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц) как более достоверного, чем полученного непосредственно от сотрудников экономического субъекта;

* получения аудиторскою доказательства на основе данных системы внутреннего контроля, которое является тем более достоверным, чем лучше состояние системы внутреннего контроля;

* получения информации в результате самостоятельного анализа или проверки аудиторской организации как более достоверной, чем сведения, полученные от других лиц;

* получения аудиторских доказательств в форме документов и письменных показаний как более достоверных, чем показания в устной форме;

* возможности сопоставления выводов, сделанных в результате использования доказательств, полученных из различных источников.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

1. первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

2. регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

3. результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

4. устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

5. сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

6. результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

7. бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание все предпосылки подготовки финансовой отчетности, сделанные руководством аудируемого лица. К таким предпосылкам относятся:

* существование (наличие) актива или обязательства, отраженного в отчетности;

* права и обязанности;

* возникновение;

* полнота (отсутствие) не отраженных в учете активов и обязательств;

* стоимостная оценка;

* измерение;

* раскрытие в отчетности.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если аудиторской организации экономическим субъектом не представлены существующие документы в полном объеме, она обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Аудитором используются следующие процедуры проверки по существу:

1. проверка арифметических расчетов клиента (пересчет, который заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов);

2. инвентаризация (прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества). В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации;

3. проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций (контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией);

4. подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны о реальности сальдо на счетах учета. Получение информации может быть в виде ответа на запрос от имени руководства экономического субъекта или непосредственно от имени аудиторской организации;

5. устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено;

6. инспектирование – проверка документов, заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции;

7. прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете;

8. аналитические процедуры.

Тема 3. Оценка (изучение) системы внутреннего контроля (СВК).

Система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководителем организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которые включают надзор и проверку:

1. соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации бухгалтерского учета, своевременности подготовки, достоверности бухгалтерской отчетности;

2. предотвращения ошибок и искажений;

3. исполнения приказов и распоряжений, обеспечения сохранности активов.

Система внутреннего контроля включает в себя:

1. систему бухгалтерского учета;

2. контрольную среду;

3. отдельные средства контроля.

Система бухгалтерского учета – это совокупность конкретных фирм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.

Контрольная среда – это понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия руководства проверяемой организации направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации. Контрольная среда включает в себя:

1. стиль и основные принципы управления организацией;

2. организационную структуру организации;

3. распределение ответственности и полномочий;

4. кадровую политику;

5. порядок подготовки бухгалтерской отчетности;

6. порядок подготовки внутренней отчетности для целей управления.

Средства внутреннего контроля – составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством организации на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности. К средствам внутреннего контроля относятся:

1. разрешительные подписи руководителя и главбуха на документах;

2. подписи лиц, ответственных за ведение журналов-ордеров;

3. нумерация создаваемых документов и их регистрация в специальных журналах;

4. надлежаще организованный документооборот;

5. встречные взаимопроверки бухгалтерских записей;

6. сверки расчетов;

7. инвентаризация;

8. внутренняя ревизия;

9. периодический анализ состояния активов и расчетов.

По итогам изучения средств внутреннего контроля определяется вероятность того, что существующие в организации и регулярно применяемые средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности; либо препятствовать возникновению таких нарушений, т.е. определяется риск средств контроля, который характеризует степень надежности системы внутреннего контроля.

Надежность и риск средств внутреннего контроля являются взаимодополняющими категориями:

1. высокой степени надежности соответствует низкий риск;

2. средней степени надежности соответствует средний риск;

3. низкой степени надежности соответствует высокий риск.

Если по итогам первичной оценки надежности средств внутреннего контроля будет принято решение о доверии отдельным средствам внутреннего контроля, т.е. оценка их надежности будет отличаться от низкой, то при проведении аудита статей и показателей бухгалтерской отчетности проводятся специальные аудиторские процедуры подтверждения достоверности оценки, называемые тестированием средств внутреннего контроля.

Тема 4. Уровень существенности в аудите.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: