Вопросы лекции. Лекция 2. Судоустройство в Республике Беларусь

Лекция 2. Судоустройство в Республике Беларусь

Правовое государство и гражданское общество

Правовое государство представляет собой государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих неотъемлемые права и свободы личности, выражающих интересы различных слоев населения (социальных групп).

Правовое государство обладает определенными характеристиками (признаками):

- народ – единственный источник государственной власти;

- демократизм законотворчества (закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства);

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- верховенство права (подчинение государства и его органов праву);

- закрепление и обеспечение неотъемлемых прав и свобод личности;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей;

- наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора за осуществлением законов;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Гражданское общество – совокупность внегосударственных отношений (экономических, социально-культурных, нравственных, семейных и др.), образующих особую сферу реализации законных интересов отдельных лиц и объединений, предполагающих осуществление естественных прав человека и свободу всех форм творческой деятельности, обеспечиваемых правовым государством.

2.1 Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы правосудия.

2.2 Судебная система в Республике Беларусь.

2.3 Органы внутренних дел.

2.4 Органы предварительного следствия и дознания.

2.5 Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

2.1 Судебная власть. Понятие и виды правосудия. Принципы
правосудия

Для современных государств характерно то, что в основе их функционирования лежит принцип разделения властей

Судебной властью является та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей». Судебная власть самостоятельна и взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

В ст. 2 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть разрешает возникающие между лицами юридические конфликты, приводит в баланс законодательную и исполнительную власти, не позволяя им выходить за пределы своего предназначения.

Государственной власти присуще такое свойство, как легитимность. Судебная власть является частью государственной власти. Поэтому ей также свойственна легитимность. Легитимная судебная власть оправдывает социальные ожидания народа от нее.

Любой государственный орган при реализации государственной власти выполняет присущие ему функции. Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства. В ст. 7 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Правосудие – это функция суда, правоприменительная деятельность суда по рассмотрению дел, отнесенных к его компетенции (круг полномочий, предоставляемый законом).

Правосудие осуществляется на основе следующих принципов:

- осуществления правосудия только судом;

- независимости судей при осуществлении правосудия;

- равенства участников судебного процесса перед законом и судом;

- состязательности при осуществлении правосудия;

- обеспечения обвиняемому права на защиту при осуществлении правосудия;

- всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия;

- использования государственного языка;

- гласности правосудия;

- участия граждан в осуществлении правосудия;

- обязательности судебных постановлений и требований судьи.

Необходимо различать понятия «судебная власть» и «правосудие». Понятие «судебная власть» применяется, когда речь идет о видах государственной власти и их содержании. Когда судебная власть проявляется в деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретного дела, необходимо говорить о функции правосудия, которая осуществляется только судом.

При рассмотрении и разрешении судом дел осуществляется правоприменительная деятельность.

Специфика юридических дел лежит в основе формирования конкретного вида правосудия.

Существуют следующие виды правосудия:

- по конституционным делам (о соответствии Конституции Республики Беларусь другим нормативным актам);

- по гражданским делам (возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений);

- по уголовным делам (о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными должностными лицами);

- по делам об административных правонарушениях (рассматриваются многими административными органами государства: органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и т.п.; лишь некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение и т.п.);

- по хозяйственным делам (возникающим в сфере экономических отношений, по спорам хозяйствующих субъектов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: