Принципы налогообложения

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера, получившая название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Ее смысл в том, что снижение ставок налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на экономику. При снижении ставок налогов в конечном счете увеличивается налоговая база: раз выпускается продукции, то и налогов собирается больше, хотя это происходит не сразу.

Современные принципы налогообложения таковы.

1.Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

2.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

3.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

4.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится, регулирующей функции налогообложения.

Выводы.

1.Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения финансовых ресурсов между кредиторами и заемщиками при посредников на основе спроса и предложения денежных средств. На практике совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов). Главная функция данного рынка – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

2.Рынок ссудных капиталов делится на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок обычно подразделяется на межбанковский и валютный рынок, а так же рынок деривативов. Рынок капиталов включает рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных, банковских кредитов.

3.финансовый рынок делится так же на первичный рынок (на нем мобилизуются финансовые ресурсы) и вторичный рынок (на котором эти ресурсы перераспределяются), на национальный и международный финансовые рынки.

4.К ценным бумагам, обращающими на финансовом рынке, относятся ценные бумаги с фиксированным и нефиксированным доходом, государственные, муниципальные и корпоративные бумаги. Есть и смешанные формы.

5.Фондовые бумаги – это те ценные бумаги, которые допущены для операций на фондовой бирже. Последняя представляет собой регулярно функционирующую и организованную определенным образом часть рынка ценных бумаг(акций, облигаций, казначейских билетов, векселей, сертификатов), где с этими бумагами при посредничестве членов биржи совершаются сделки купли-продажи.

6.Членами биржи являются физические и юридические лица. Существует и внебиржевой рынок ценных бумаг, где представлены фирмы, чьи размеры пока «не дотягивают» до биржевых стандартов. Операции на рынке ценных бумаг делятся на кассовые и срочные.

7.Для оценки конъюнктуры рынка ценных бумаг рассчитываются биржевые индексы и составляются таблицы биржевых котировок акций, проводятся рейтинги оценки облигаций.

8.Финансовая глобализация – это более высокая стадия интернационализации деятельности финансовых рынков во всех ее формах с целью обеспечения потребностей развития валютно-финансовых отношений.

9.Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налоги.

10.Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом.

11.Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

12.В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории.

13.Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные; они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

14.Основные функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая.

15.Большое воздействие налогообложение (НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение) оказывает и на внешнеэкономические связи.

16.В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в органах – участницах интерграционных объединений.

17.Бюджеьно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.

Экономический рост и цикличность развития экономики

1вопрос – Экономический рост, его темпы и источники.

2вопрос – Экономический цикл и его фразы.

3вопрос – Взаимосвязь между темпами экономического роста, ингаляцией и безработицей.

4вопрос – Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.

1вопросЭкономический рост, его темпы и источники.

Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов производства.

Экономический рост занимает центральное место в воспроизводственном процессе т.к.:

1.Экономический рост определяет уровень экономической страны.

2.Определяет уровень жизни.

3.Определяет место страны других стран, ее конкурентоспособность.

4.Определяет перспективы развития страны

Условия экономического роста:

1.Материально-техническая база.

2.Квалифицированная рабочая сила.

3.Материально-технический прогресс.

4.Кооперация и специализация.

Экономическая самостоятельность предприятия и другие условия.

Результаты экономического роста проявляются в уровне производительности труда, темпах прироста валового национального производства (ВНП), национального дохода (НД) и в уровне жизни.

Показатели экономического роста в макроэкономике:

1.Экономический потенциал страны (это производственный потенциал страны – энергетические мощности, парк станков и т.д.) в ограничении трудовыми ресурсами определенной квалификации.

2.Экономическая мощь страны – характеризуется фактическим абсолютным объемом производства материальных благ.

3.Уровень экономического развития страны – объем производства материальных благ в расчете на душу населения (национальный доход)

Экономический рост характеризуется типом воспроизводства.:

1.Экстенсивное воспроизводство – экономический рост достигается путем количественного увеличения применяемых факт. производства и сохранении прежней технологической основы.

2.Интенсивное воспроизводство – экономический рост достигается путем качественного совершенствования факт. Производства (экономия времени, прогрессивная форма труда, экономия ресурсов, квалификация и т. д.)

В мировой экономике развивается новое качество экономического роста.

Экономичность производства
Рост технического уровня и качества продукции
Прогрессивность структуры хозяйства
Новое качество экономического роста
Увеличение конечного продукта
Возрастание доли потребления

Подразделения макроэкономики их соотношение и динамика.

Экономическая теория раскрывает условия и законы макроэкономического воспроизводства. Главный его закон – закон опережающего роста производства средств производства (Iподразд.) по сравнению с производством предметов потребления (IIподразд.) Закон представляет объективную необходимость опережающего развития I подразд. по сравнению со II подразд. Закон является законом расширенного воспроизводства, основанного на крупном машинном производстве. Это общий экономический закон.

Рост производительности живого труда - это его экономия, т. е. расходование все меньшего его количества на производство единицы продукции. Вместе с этим осуществляется и экономия средств производства, т. е. прошлого труда. Темпы экономии живого труда в макроэкономике более высокие, чем прошлого труда. Рост прошлого труда ведет к более быстрому росту Iподразд.

Эффективность макроэкономики: критерий, показатели и факторы повышения.

Под эффективностью макроэкономики понимается соотношение между массой совокупного труда(живого и прошлого) Это присуще эффективности во всех способах производства и выражается в каждом из них определенным критерием.

Критерий – это основной отличительный признак макроэкономики, выражающий сущность эффективности воспроизводства. Есть и количественная сторона.

Показатели – форма выражения сущности эффективности макроэкономики. Внешней мерой ее критериев служат целям анализа макроэкономики в целом, различных сторон производства. Каждый показатель есть качество вида, характеризующее определенную область эффективности макроэкономики.


Пример:

Эк = Масса прибавочной стоимости

Авансированный капитал

Эк – критерий эффективности капиталистической экономики.

В социализированной (высокообобществленной) системе хозяйства:

Эс = Масса чистого продукта

Ресурсы общественного труда

Эффективность производства – это отношение его результатов (эффекта) к его затратам

Эп = Пв

Сс где Пв – величина валовой прибыли,

Сс – полная себестоимость товарной продукции

Показатели эффективности макроэкономике в целом:

1.Рост чистого продукта на душу населения.

2.Производство чистого продукта на единицу ресурсов и затрат.

3.Отношение прибавочного продукта к необходимому продукту в составе чистого продукта.

4.отношение прибыли к среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала.

5.Издержки обращения и производства на 1рубль общественного продукта.

Для повышения эффективности макроэкономики используется механизм регулирования (планирование и рынок) и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов.

Факторы повышения роста экономического эффекта, т.е. рост национального дохода (чистый продукт) – рост производительности труда, рост численности занятых, экономия материалов, внешнеэкономические связи.

2вопросЭкономический цикл и его фазы.

Экономика развивается циклически. Экономический цикл – это следующие один за другим подъемы и спады экономической активности.

Экономисты разделяют цикл на 4 фазы:

1.Кризис

2.Подъем

3.Пик

4.Спад

Наиболее важными являются «пик» и «кризис»

Каждая фаза характеризуется определенными экономическими явлениями.

Кризис – это нарушение равновесия в экономических процессах.

КРИЗИС
Перепроизводства Недопроизводства
Признаки
Производственные товары не находят сбыта Свертывание производства в силу ряда причин
Сокращаются объемы производства Экономические (сырьевой и продовольственный кризисы)
Возрастает безработица Природные (засуха, неурожай)
Массовое разорение предприятий и фирм, не имеющих возможностей платить по обязательствам Социальные причины (война. недостатки планирования)
Снижения жизненного уровня людей  
Крах банковской системы и рынка ценных бумаг  

Подъем – это стадия в экономическом цикле, при которой наблюдается рост занятости. Рост темпов производства рост цен, инвестиционной активности общества, Подъем приводит к пику.

Пик – это стадия в развитии экономики, при которой достигается максимальный при данных условиях подъем производства, полная занятость, рост цен, зарплаты, прибыли.

Спад – стадия, которая ведет к снижению производства, занятости; безработица принимает хронический характер, появляется избыточный капитал, который не находит применение на рынке. Период спада – экономическая депрессия(самая жестокая депрессия была в 30-е годы и охватила все развивающиеся страны) характеризуется тем, что производство и занятости, достигнув своей низшей точки, начинают понемногу увеличиваться.

Различают многообразие кризисов.

По масштабам нарушения равновесия По регулярности По характеру нарушений пропорций производства
1.Общие кризисы(они охватывают все национальное хозяйство) 1.Периодические кризисы 1.Перепроизводства 2.Недопроизводства
2.Частичнын кризисы(развивается на одну отрасль или в сферу экономики) – финансовый, валютный, биржевой кризисы 2.Промежутоные (прерывают на какой-либо фаз) 3.Нерегулярные кризисы – отраслевой, аграрный, структурный кризис  

Любой кризис имеет две стороны:

- разрушается;

- оздоровительная(заставляет удешевить товары)

Причины кризисов:

- развитие НТР (научно-технической революции)

- закономерность экономических кризисов

В мире наблюдалось несколько экономических циклов. Каждый цикл имеет несколько фаз продолжительностью 8 – 12 лет.

1.1772 – 83г.г. до 1812 – 25г.г.

2.1825 – 38г.г. до 1866 – 73г.г.

3.1873 – 85г.г. до 1913 – 29г.г.

4.1929 – 38г.г. до 1966 – 74г.г.

5.1974 – 82г.г. до 90-х годов

Кризис 90-х годов был уникальным кризисом недопроизводства.

Общие черты кризисов

Кризис охватывает всех хозяйственников; производит банкротство предприятий; растет безработица. Для запада характерны цикличные экономические кризисы перепроизводства. У нас же нет признаков цикличности.

Русский ученый Кондратьев выявил закономерности (определение) в развитии экономики и сформулировал теорию коротких, средних и длинных волн продолжительностью 5, 50, 300 лет. Эта теория дает возможность прогнозировать экономические кризисы и показывает причины их возникновения.

3вопросВзаимосвязь между темпами экономического роста,

инфляцией и безработицей.

Нестабильность экономики проявляется:

- инфляцией;

- безработицей.

Безработица – это такое положение, при котором часть трудоспособного населения не ходит на работу. Полной занятости в экономике быть не может. Это понятие относительное. Норма безработицы равняется количество безработных на численность трудоспособного населения умноженное на 100.

З = КБ_ х 100

Ч.Т.

Безработный человек – хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

№ пп Форма Определение
  Циклическая Это безработица, которая вызывается спадами производства(самый болезненный и массовый вид безработицы)
  Фрикционная (временная) Это безработица, причиной которой является недостаточная информация об имеющихся рабочих местах. Это связано с переменой места работы, жительства (временная незанятость женщин в связи с рождением ребенка, поиск работы после армии)
  Структурная Это безработица, которая возникает из-за структурных сдвигов в экономике(отмирание некоторых профессий, отраслей, перестройка экономики регионов)
  Технологическая Это безработица, причиной которой является внедрение новой технологии, в результате чего освобождаются рабочие места
  Добровольная Это отказ работать за низкую зарплату
  Скрытая Включает людей, которые работают(формально) но практически занимают лишние места, т.е. безработица причиной которой является боязнь социального взрыва вследствие увольнения ненужных работников
  Частичная Это безработица, которая охватывает работников вынуждено занятых неполное рабочее время

Последствия безработицы:

1.Низкая безработица приводит к повышению цен, и наоборот. Это можно выразить кривой Филипса.

Зависимость безработицы и инфляции

       
   
 
 


Инф.

Кривая Филипса

 
 


Безработица

2.Недовыпуск продукции, потеря части ВНП. Для определения величины потери используют закон А. Оуэна, который выражает математическую зависимость между уровнем безработицы и отсутствием в росте ВНП.

Закон: При увеличении реального объема производства на 2,5% сверх своего естественного уровня, норма безработицы снижается на 1%, а при снижении реального объема производства на каждые 2,5% ниже своего естественного уровня появляется тенденция роста норма безработицы на 1%.

3.Снижение жизненного уровня у тех, кто лишился с работы.

4.Потеря квалификации, самоуважения, моральный упадок

5.Рост налогов для покрытия пособий для безработных

6.Падение спроса

7.Рост социальной и политической напряженности в обществе

Инфляция

Инфляция – это обесценивание денег по отношений к товарам, выражающееся в росте цен из-за переполнения сферы обращения избыточной денежной массы.

Дефляция - это изъятие из обращения части денежных средств с целью снижения инфляции.

Причины инфляции (факторы, которые дессоциируют денежное обращение):

1.Неправильная денежная политика национального банка.

2.Когда расходы государства превышают его доходы, т.е. при дефиците.

3.Когда идет процесс милитаризации государственного бюджета.

4.При низкой эффективности производства.

5.Монополизм

6.Рост налогов

7.Неопределенность государственной политики

8.Внеэкономические причины инфляции (аварии, бедствия)

Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса – рост цен из повышения совокупного спроса над предложением(деньги >товары).

Инфляция издержек – это рост цен из-за повышения издержек производства.

Вилы инфляций  
По темпам роста цен По формам проявления
1.Ползучая (небольшой рост цен 2 – 2,5 в год) 1.Открытая (рост цен как в государственной торговле, так и на свободном)
2.Галопирующая(рост цен в 10 – 100% в год) – очень опасна. 2.Скрытая (для централизованных экономик, где твердые государственные цены)
3.гиперинфляция (рост цен 100%  

Последствия инфляции:

1.Падение жизненного уровня населения

2.Психологическая усталость

3.Развитие «черного» рынка

4.Исчезновение товаров из свободной продажи

5.Запасание впрок.

Меры борьбы с инфляцией:

- сокращение государственных расходов и ограничение денежной массы

- развитие производства и его стимулирование.

4вопросСущность и основные направления государственного

регулирования экономики.

Государственное регулирование – это вмешательство государства в экономику страны.

Это продиктовано:

1.требованиями национальной безопасности, т.е., государство, ограничивает или подавляет нежелательные для общества виды экономической деятельности.

2.Социальная политика, т.е. защитой интересов социально незащищенных слоев населения, а так же охраной окружающей среды.

3.Поддержкой малого и среднего бизнеса.

4.Недопущением несбалансированности в экономике.

Две формы государственного регулирования:

1.Законодательная. Государство издает законы, нормативные акты, которые ограничивают или поддерживают рыночную деятельность.

2.Экономическая (наиболее эффективная). Это изъятие части прибыли в виде системы налогообложения и использования денежных средств для активного влияния на рынок.

При любой экономической системе – предполагается государственное вмешательство в различной степени. При централизованной системе – это вмешательство значительно. В условиях рынка, степень вмешательства меньше и носит косвенный характер.

Инструменты государственного регулирования:

1.Непосредственное государственное управление военными, энергетическими объектами, заповедниками, полезными ископаемыми, водными ресурсами, национальными музеями.

2.Налоговое регулирование, осуществляется определением объектов налогообложения, установление налоговых ставок, налоговых льгот и налоговое освобождение.

3.Денежно-кредитное регулирование. Государство устанавливает предельные ставки ссудного процента, предоставляет ссуды, выпускает облигации и ценные бумаги, регулирование выпуска денег.

4.Бюджетное регулирование. Государство распределяет бюджетные средства по различным направлениям

5.Формирование государственных программ и государственных заказов.

6.Ценовое регулирование. Государство может установить предельный уровень цен на отдельные виды товаров.

7.Регулирование условий труда, трудовых отношений оплаты труда. Государство принимает законодательство о труде и занятости.

8.Социальное регулирование и социальное страхование.

9.Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды.

Выводы:

1.Государственное регулирование экономике(госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая социальная политика государства, основанная на определенной доктрине(концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем снижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств(инструментов)

2.После «великого кризиса» 1929 – 1933 гг. и особенно после Второй мировой войны госрегулирование было органично встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду с двумя другими «слоями» - спонтанно-рыночным и корпоративным регулированием. В результате сложился рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм(современный капитализм), который выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм свободной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И.Ленину, «монополистический»капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

3.В условиях быстрой интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в современном мире внутриэкономическое и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

4.По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные правления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирование рынка труда. НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое и т.е.)

5.По характеру воздействия на процесс общественного воспроизводства выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различных прогнозов и программ.

6.Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями, постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

7.В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования(американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.)

8.Нет никаких объективных оснований полагать,что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.

9.Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами).

10.Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отменили резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б)институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных принципов хозяйствования); в)структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г)формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.

11.Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы революционного, так и радикального пути.

12.Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики – отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций. Одновременно происходит ход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

13.При переходе от плановой к рыночной экономике, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой)

стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.

14.Сложились два главных подхода к финансовой стабилизации, в основе которых лежат различные представления о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом на инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции «структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.».

15.Выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный (сокращение или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль за денежной эмиссией, установление «монетарного якоря») и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).

16.Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК)

17.Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание системы управления народным хозяйством.

Фирма и ее типы

1вопрос – Понятие о фирме и ее деятельности. Типы фирм.

Фирма как агент рыночной экономики.

2вопрос – Предпринимательская деятельность и ее признаки.

Сущность и формы предпринимательской деятельности.

Малый и средний бизнес.

3вопрос – Роль маркетинга в современном рыночном хозяйстве.

4вопрос – Менеджмент

1вопрос Понятие о фирме и ее деятельности. Типы фирм.

Фирма как агент рыночной экономики.

Фирма как основное звено микроэкономики.

Рыночная экономика выдвинула наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов – фирму; где главным действующим лицом является предприниматель – инициативный человек, который использует необходимые факторы производства для создания богатства.

Фирма осуществляет затраты на приобретение всех необходимых ресурсов: финансовых, материальных, трудовых. Все ресурсы она приобретает по равновесным рыночным ценам. Ресурсы входят в фирму, а из нее выходит готовая продукция. Все факторы производства, задействованные на фирме, являются платежными и находятся в собственности. Продукция производится на продажу. В крупных фирмах организацией и управлением производством занимаются менеджеры (они могут быть собственниками или акционерами фирмы). Их функции: что производить, как производить, для кого производить, поиск рынков сбыта.

Главная цель фирмы – получение максимальной прибыли. Управление фирмой является вполне зрелым процессом т.к. здесь имеет место планирование производства, командное решение вопросов управления на основе экономического анализа и прогнозов. Эффективным решением этих проблем определяется экономическое поведение и его мотивация на каждой фирме. В этом заключается основа микро и макроэкономики.

Фирма может быть:

- частной (где рабочая сила)

- общественной, основанной на непосредственном соединении средств производства и рабочей силы.

Фирма – это организация, преобразующая исходные ограниченные ресурсы в конечный продукт, это юридически самостоятельная форма существования бизнеса, это зарегистрированная единица, обладающая коммерческой самостоятельностью. Современная фирма в различных сферах хозяйства.

Бизнес выступает в трех юридических формах:

1)единоличная форма

2)товарищество

3)корпорация

Единоличная форма или индивидуальное предприятие ведет дело в личных интересах, т.е. владелец имеет материальные ресурсы и лично контролирует деятельность предприятия.. К таким предприятиям относятся палатки, кафетерии, рестораны, питейные заведения, заправочные станции, аптеки, парикмахерские и т.д. Они как быстро появляются, так и исчезают, но общая численность их растет.

Товарищество (партнерство) – это форма организации бизнеса, при которой два или более лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Товарищество, или партнерство, как форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения. Само название объясняет суть этой формы. Сельское хозяйство, торговля, сфера услуг – это те секторы экономики, где более половины предпринимательской деятельности приходится на единоличное владение и товарищества. Обычно партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. По степени участия в деятельности предприятия партнеры бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях – один или несколько участников могут быть «молчаливыми», т.е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в ее управлении.

Корпорация – это современная правовая форма бизнеса, отделенная от конкретных лиц. Она может приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, брать в долг, представлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиков, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа. Корпорация – наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Ей присущ уникальный способ финансирования – через продажу облигаций и акций, что позволяет объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц.

В развитых странах могущество корпораций возникло не сразу. Они постепенно набирали силу, начиная с простейших.

Фирмы Плюсы Минусы
Единоличное владение – ведение дел в личных интересах Легко учредить; Относительно небольшой начальный капитал; личный контроль над деятельностью предприятия; Ведет дело эффективно Капитал ограничен; Недоступность кредитов выполнять все функции по управлению; Рискует личными активами.
Товарищество (партнерство) – совместное владение и управление на основе объединения капиталов Достаточно легко учредить (юридически); Объединенный капитал (достаточный); Банки предоставляют кредиты; Специализация в производстве и управлении. Интересы партнеров могут не совпадать; нет гарантий в устойчивости и продолжительности бизнеса; высокая степень риска; Акционерное общество.
Корпорация – правовая форма бизнеса, отделенная от конкретных лиц. Широкая база для привлечения капитала; Легкий доступ к кредиту; При банкротстве личные активы сохраняются; Обязательная специализация в производстве и управлении; Возможность планирования и прогнозирования стратегического роста. Бюрократические сложности при регистрации; Возможность злоупотреблений; Проблемы двойного налогообложения; Конфликты между менеджерами и владельцами акций.

2вопросПредпринимательская деятельность и ее признаки. Сущность и формы предпринимательской деятельности. Малый и средний бизнес.

Предприниматель рассматривает продажу товаров как средство общения с потребителем. Цель бизнеса – создать потребителя.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть только граждане и их объединения, предприниматель может и не быть собственником.

Предпринимателя характеризует:

1.Самостоятельный статус. Он является собственником или это лицо, действующее по поручению собственника.

2.Цель деятельности.

3.Функции: творческая (коммерческая идея), ресурсная, организационная.

9 видов предпринимательства:

Частное, партнерское, арендное, народное, акционерное, инновационное (интеллектуальная собственность). Паевое (прибыль государственных предприятий), по контракту (договор менеджера или администрации), финансовое (ценные бумаги-операции).

Формы:

1.Индивидуальная трудовая деятельность, индивидуальное (семейное) частное предприятие.

2.Товарищество (объединение имущества разных собственников)

3.Акционерные общества.

4.Государственное предпринимательство (государственное владение контрольным пакетом акций)

Главные преимущества малого бизнеса:

1.Мелкосерийное производство быстро реагирует и изменение рыночного спроса.

2.Развитие предприимчивости.

3.Использование местных сырьевых ресурсов.

4.Малый управленческий аппарат.

5.Быстроокупаемость вложенных средств.

6.Интенсификация труда.

7.Снижение уровня безработицы.

Формы налогового бизнеса:

1.Малые предприятия (МП)

2.Мелкие кооперативы.

3.Индивидуально-трудовые артели.

4.Мелкие инновационные предприятия (МИП)

5.ТОО

Предприниматель добивается прибыльного ведения дела посредством коммерческого расчета – он основан на торговой выручке от продажи товаров, которая покрывает затраты и дает прибыль.

Принципы коммерческого расчета:

1.Предпринимательская самостоятельность.

2.Самоокупаемость и прибыль.

3.Самофинансирование.

4.Материальная заинтересованность.

5.Экономическая ответственность.

3вопросРоль маркетинга в современном рыночном

хозяйстве.

Маркетинг (англ. сл. – market - рынок) – рынкоделение. Теория маркетинга зародилась в СШАв начале ХХ века как реакция на обострение проблемы реализации продукции.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Цели:

1.Достижение высокого потребления.

2.Достижение потребительского удовлетворения.

3.Обеспечение широкого выбора покупателю.

4.Повышение качества жизни.

Две функции

1.Организация производства для удовлетворения потребителей.

2.Формирование и стимулирование спроса.

Маркетинг призван согласовать производство и потребление (производить то, что покупается).

Сущности маркетинга:

1.Ориентация на рынок сбыта.

2.Ситуационное управление (прогнозы)

3.Система непрерывного сбора и обработки информации.

4.Стратегия активного воздействия на рынок сбыта.

5.Разработка новых конкурентоспособных идей.

6.Ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха.

7.Организация крупномасштабного производства.

8.Ориентация на массовое дешевое производство продукции.

9.Завоевание ведущих позиций на ключевых рынках сбыта.

Сферы маркетинга охватывает – ценообразование, складирование, упаковку, создание торговой марки, сбыт, управление торговым персоналом, кредит, транспортировку, изучение потребителей, рыночные исследования, планирование товаров, представление гарантий.

4вопросМенеджмент

Управление фирмой (менеджмент) – это процесс принятия оптимальных (наиболее эффективных) хозяйственных решений.

Управление фирмой можно сравнить с управлением автобуса: когда вы попадете в море движущихся машин, то нужно быть уверенным, что: 1)ваша машина в полном порядке (прошла просмотр – то так называемые внутренние условия для безопасности движения) и 2) вы умеете управлять, т.е. правильно принимать решения в постоянно меняющейся дорожной ситуации, а значит, всех пассажиров доставите по назначению.

Какова организация менеджмента?

Каждая крупная фирма имеет управленческую структуру, состоящую из следующих звеньев: высшее руководство, служба маркетинга, финансовая служба, бухгалтерия. У каждого отдела свои конкретные функции. Но вместе с тем они должны реализовывать общую цель фирмы. Объединение различных частей фирмы в единое целое обеспечивается ее организацией, как по горизонтали, так и по вертикали. В этом смысле менеджмент непосредственно оказывает влияние на прибыльность предприятия, так как выступает важным средством: вовлечения организационных резервов и активизации кадрового потенциала решения производственных задач.

Менеджмент является одним из факторов повышения производительности труда. Практика показывает, что почти каждый человек обладает значительным потенциалом профессионального роста. Но чтобы этот потенциал проявился, нужна благоприятная атмосфера на работе, которая обеспечивает условия для развития не только каждого человека в отдельности, но и всего коллектива. Нельзя не учитывать психологию человека, в частности такую его важнейшую потребность, как потребность в самовыражении – реализации своих возможностей и как личности, и как работника. Проще говоря, человека нужно «гладить по головке» и говорить такие возвышенные слова, как «ты самый умный», «самый красивый» и т.д. В этой связи менеджеры должны применять моральные стимулы, а именно:

- уважение, доверие со стороны руководства, моральное поощрение в неофициальной форме;

- поощрение свободным временем;

- вовлечение рабочих в процесс управления фирмой;

- воспитание у работников чувства преданности своей фирме по принципу «мой дом – моя фирма».

Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди убеждены, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению заслуженного награждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: