Группировка по размеру предприятий

Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели:

· численность работающих;

· стоимостной объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

· размер собственного и привлеченного капитала (стоимость основных производственных фондов).

Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. Особенно при внедрении новой техники и технологий, повышении качества продукции, снижении ее себестоимости. Для изготовления продукции в больших объемах применяется оборудование и технологии, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий.

Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций. В борьбе с монополизмом государство вынуждено поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства.

В то же время, малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в роли их сателлитов (спутников). В таком случае на основе технической документации, разрабатываемой крупными фирмами, и по их заказам малые предприятия изготовляют нужные заказчику комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупной фирме не надо налаживать у себя мелкосерийное производство, а мелкий предприниматель получает заказы и покровительство крупной фирмы.

Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. В основном в качестве главного критерия отнесения предприятий к одной из размерных групп принимается численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В РФ с 1996 г. к малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 чел., в сельском хозяйстве – до 60 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 чел., в прочих отраслях – до 50 чел.

В Японии при отнесении предприятий к одной из размерных групп помимо отраслевой дифференциации, как правило, используется два показателя – размер уставного капитала и численность персонала. Так к средним относятся предприятия промышленности, транспорта, строительства и связи с капиталом до 100 млн. иен (660 тыс. долл. США) и численностью работающих до 300 чел., а в розничной торговли и сфере услуг соответственно до 10 млн. иен и до 50 работающих. К группе малых предприятий в производственных отраслях – до 50 работающих, в торговле и сфере услуг – до 5 работающих.

В то же время, не каждое отдельное предприятие с небольшой численностью персонала можно причислить к малым. Это особенно относится к предприятиям торговли и сферы обслуживания и частично транспорта. зачастую такая форма организации бизнеса всего лишь метод продвижения к потребителю товаров и услуг крупных транснациональных корпораций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: