Жизненный цикл и фазы проекта

Классификация и характеристики проектов

Проекты могут сильно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т.п. Множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Важно указать следующие классификационные признаки.

Класс проекта – по составу и структуре проекта: монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований и включающий в свой состав ряд моно- и мультипроектов).

Тип проекта – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.

Вид проекта – по характеру предметной области проекта: инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанные.

Длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).

Масштаб проекта – по размерам бюджета, количеству участников и степени влияния на окружающий мир: мелкие, малые, средние, крупные (можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия).

Инвестиционные проекты. Это проекты, для которых:

– определены и фиксированы цель, расходы, срок завершения и продолжительность;

– требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта зависят в первую очередь от хода выполнения работ и прогресса каждого проекта;

– требуемые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком и сроком готовности этапов и завершения проекта.

Научно-исследовательские и инновационные проекты. Проекты по разработке нового продукта или услуг, проведению научных исследований характеризуются следующими особенностями:

– главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняется по мере достижения частных результатов;

– срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта;

– планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигновании и меньше от прогресса проекта;

– основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).

Организационные проекты. Реформирование предприятия, реализация концепции управления, создание новой организации или проведение форума, как проекты, характеризуются следующим:

– цели проекта заранее определены, однако, результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;

– срок и продолжительность задаются предварительно;

– ресурсы предоставляются по мере возможности;

– расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако, требуют корректировок по мере прогресса проекта.

Экономические проекты. Такие проекты (приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов и т.п.) обладают следующими особенностями:

– целью проектов является улучшение экономических показателей функционирования системы, поэтому их оценить значительно труднее, чем в ранее рассмотренных случаях; главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;

– то же самое относится и к срокам проекта;

– ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;

– расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.

Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».

Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта образует жизненный цикл проекта, который принято разделять на фазы (стадии, этапы).

Имеются некоторые отличия в определении количества фаз и их содержания, поскольку эти характеристики во многом зависят от условий осуществления конкретного проекта и опыта основных участников. Тем не менее, логика и основное содержание процесса развития проектов во всех случаях являются общими.

Принято состав и содержание работ по реализации проекта делить на следующие фазы (рис. 3): формирование концепции; разработка коммерческого предложения; проектирование; изготовление; сдача объекта и завершения проекта.

Рис. 3

Концептуальная фаза. Главным содержанием работ на этой фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:

– формирование бизнес-идеи, постановка целей;

– назначение руководителя проекта и формирование ключевой команды проекта;

– установление деловых контактов и изучение рынка, мотивации и требований заказчика и других участников;

– сбор исходных данных и анализ существующего состояния;

– определение основных требований, ограничительных условий, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

– сравнительная оценка альтернатив;

– представление предложений, их экспертиза и утверждение.

Фаза разработки коммерческого предложения. Главным содержанием этой фазы является разработка предложения и переговоры с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:

– разработка основного содержания проекта, конечные результаты и продукты, стандарты качества, базовая структура проекта, составление технического задания;

– планирование, декомпозиция базовой структурной модели проекта, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, определение и распределение рисков, календарные планы и укрупненные графики работ;

– проведение и составление технико-экономического обследования и бизнес-плана;

– подписание контрактов, договоров с заказчиком, контрагентами и инвесторами;

– ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ;

– ввод в действие системы стимулирования команды проекта.

Фаза проектирования. На этой фазе определяются подсистемы, их взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерные работы этой фазы:

– организация выполнения базовых проектных работ по проекту, разработка частных технических заданий;

– выполнение концептуального, эскизного и детального проектирования;

– составление технических спецификаций, комплектов чертежей и инструкций;

– представление проектной разработки, экспертиза и утверждение.

Фаза изготовления. Производится координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание:

– организация выполнения опытно-конструкторских работ и их оперативное планирование;

– организация и управление материально-техническим обеспечением работ;

– выполнение подготовки производства, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

– координация работ, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта.

Фаза сдачи объекта и завершения проекта. Производится комплексные пуско-наладка и испытания, опытная эксплуатация системы на площадях заказчика, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ:

– комплексные испытания;

– подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;

– подготовка рабочей документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию;

– сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;

– оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;

– разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;

– реализация оставшихся ресурсов;

– накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития;

– расформирование команды проекта.

Вторую и частично третью фазы принято называть «фазы системного проектирования», а последние две (иногда включают также и фазу проектирования) – «фазы реализации».

Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки: ошибки в определении интересов заказчика; концентрация на маловажных, сторонних интересах; неправильная интерпретации исходной постановки задачи; неправильное или недостаточное понимание деталей; неполнота функциональных спецификаций (системных требований); чрезмерная загруженность; ошибки в определении рыночной ниши и позиционирования; ошибки в переговорах; ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков; редкая проверка на согласованность этапов и контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика); слабость координации; ненаглядное представление результатов для оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: