Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь предприятию достичь своих цели и задач. В процессе стратегического планирования решаются четыре основные задачи: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение.
В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и не считается, что будущее можно изучить методами экстраполяции.
Рис. 3. Анализ разрывов между целями и достигаемыми результатами
Поэтому при стратегическом планировании применяют метод анализа разрывов между целями и достигаемыми результатами (рис. 3). В процессе выработки стратегических решений ведут работу по следующим этапам.
1. Анализ перспектив предприятия. Выяснение тех тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных «чрезвычайных» ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.
|
|
2. Анализ позиции в конкурентной борьбе. Определение того, насколько можно поднять результаты работы предприятия, улучшив конкурентную стратегию в тех видах деятельности и сегментах рынка, которыми оно (предприятие) занимается.
3. Выбор стратегии. Сравнение перспектив предприятия в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии.
4. Анализ путей диверсификации. Оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности и определение новых видов, к которым предприятию следует перейти.
5. Постановка задач. Выделяют две группы задач: оперативных и стратегических. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения предприятия в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности (доходности).
Стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности (доходности).
Схема процесса стратегического планирования приведена на рис. 4.
Рис. 4. Управление путем выбора стратегических позиций