Лекция 1. Этапы развития методологии стратегического управления

ВВЕДЕНИЕ

Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, дабы это "завтра" состоялось. /П. Друкер/

Необходимость адаптации российских организаций к сложным условиям реформирования экономики обусловила активизацию интереса к выработке стратегий организаций, так как без выявления перспектив и предвидения будущих тенденций развития практически невозможна и выработка тактических мер в сложных рыночных условиях. Выработка стратегии – это, во-первых, получение определенного представления о будущем развитии предприятий; во-вторых, активное использование предприятиями современных методов управления, обеспечивающих определенную сбалансированность и будущие направления развития компании.

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и так далее. Важная роль в реализации этой задачи отводится стратегическому менеджменту.

Стратегия предприятия – это идеология развития, качественная конкретизация в виде ориентиров и состояний предприятия, последовательности действий по их достижению в рамках сформированных целей.

Сратегический менеджмент является эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и фирмам выработать и реализовать долгосрочную программу усиления своих позиций на динамично развивающихся рынках. Эффективно реализованный стратегический менеджмент в условиях глобализации и интернационализации экономических процессов, когда большая часть товаров и услуг стала доступной потребителям любой страны, позволяет организациям и фирмам максимально точно определить запросы целевых групп покупателей, сделать их своими постоянными клиентами.

Слово стратегия очень древнее и происходит оно от греческого strategia "искусство развертывания войск в бою", "веду войско".- [Словарь иностранных слов]. В Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н. э. уже была написана книга под названием "Искусство стратегии". Ее предполагаемый автор - Сун Цу писал: "Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт".

1. Управление на основе контроля за исполнением, реакция организаций на изменения появляется после совершения событий. Это реактивная адаптация требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. Неприемлема в условиях нарастания темпов изменений.

2. Управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлых тенденций (долгосрочное планирование).

3. Управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствуй щей стратегии (стратегическое планирование).

4. Управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть (стратегическое управление в реальном масштабе времени).

В зависимости типа реакции фирмы на изменения во внешней среде выделяют различные поведенческие стили организации, которые являются производными от базовых стилей – приростного (инкременталистского) и предпринимательского.

1. Приростный стиль поведения организации характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения внутри организации и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. Действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно при этом принимается первое удовлетворительное решение. Цель – оптимизация текущей прибыльности

2. Предпринимательский стиль поведения характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений. Из многочисленных альтернатив выбирается оптимальная. Организация сама стремится к изменениям, так как в них видит свою эффективность. Цель – оптимизация потенциальной прибыльности.

Этапы развития корпоративного планирования:

1. Бюджетирование (до второй мировой войны). Главные особенности – краткосрочный характер и внутренняя направленность. При этом организация рассматривается как закрытая система. Главные задачи менеджеров – текущая прибыль и структуры затрат.

2. Долгосрочной планирование (1950- начало 60-ых). Составление прогноза продаж на несколько лет вперед на основе прошлых данных (экстраполяция) в условиях предсказуемости изменений. В нашей стране- планирование от достигнутого. Главная задача менеджеров –выявление финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы.

3. Стратегическое планирование (конец 60-ых). Обусловлено тем, что Долгосрочной планирование не работает в условиях жесткой конкуренции и динамично изменяющейся внешней среде. Задача – анализ внутренних возможностей и внешних факторов, отсюда поиск путей наилучшего использования внутренних возможностей в учетом специфики организации. Цель – улучшение реакции предприятия на поведение конкурентов и динамику рынка.

4. Стратегический менеджмент (начало 1990-ых). Стратегический менеджмент как система, которая включает не только стратегическое планирование, но и процесс реализации стратегии, оценку и контроль. Стратегический менеджмент включает в себя элементы всех предшествующих систем управления.

Стратегическое планирование является системным подходом к предпринимательскому стилю поведения. Стратегическое управление появилось путем эволюционного развития из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу.


Рис.1 Сравнительные характеристики систем управления

Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка:

1. Методы управления, основанные на контроле (справочники, инструкции, финансовый контроль).

2. Методы управления, основанные на экстраполяции (долгосрочное планирование, целевое управление, составление бюджетов текущих расходов и капиталовложений).

3. Методы управления, направленные на предвидение (стратегическое планирование, выбор стратегических позиций).

4. Управление на основе гибких, экстренных решений (ранжирование стратегических задач, управление по слабым сигналам и в условиях неожиданных событий).

Стратегия – основное условие устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Стратегия определяет характер связи предприятия с внешней средой.

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.

Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления.

Один из них – потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем.

Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде.

Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности – стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения.

Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды.

Стратегия – это средство достижения конечного результата.

Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации:

1. Что из себя представляет наш бизнес сегодня?

2. Каким наш бизнес должен стать завтра?

3. Каковы наши товары, функции, рынки?

4. Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Минцберг определяет понятие стратегии через так называемую комбинацию 5-ти "П":

1. Стратегия – план действий.

2. Стратегия – прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников.

3. Стратегия – порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае.

4. Стратегия – позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением.

5. Стратегия – перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться.

 
 


Рис. 2. Модель стратегического управления.

Целью работы по закладыванию будущего является решение не о том, что следовало бы сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, дабы это "завтра" состоялось. /П. Друкер/

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: