Воспитательное воздействие и закономерности воспитания

Деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего чело­века в разнообразные виды деятельности по овладению об­ щественным опытом и умело стимулируя его активность (от­ношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание.

Под закономерностями воспита­ния следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

1. Характер воспитания на всех исторических этапах оп­ределяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества.

2. Един­ство целей, содержания и методов воспитания.

3. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

4. Воспитание личности происходит только в процессе вклю­чения ее в деятельность.

5. Воспитание есть стимулирование активности формиру­емой личности в организуемой деятельности.

6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требова­тельностью

7. В процессе воспитания необходимо открывать перед уча­щимися перспективы их роста, помогать им добивать­ся радости успехов.

8. В процессе воспитания необходимо выявить положитель­ные качества учащихся и опираться на них. П. П.

9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и че­рез коллектив.

11. Единство и согласованность педагогических усилий учителей, се­мьи и общественных организаций.

12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ВОСПИТАНИЕ», «СТАНОВЛЕНИЕ», «ФОРМИРОВАНИЕ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ», «САМОВОСПИТАНИЕ», «ПЕРЕВОСПИТАНИЕ»?

Понятие «воспитание» связано и в то же время отлича­ется от понятий «становление», «формирование», «социа­лизация». Социализация — процесс формирования личнос­ти в определенных социальных условиях… «Становление» — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится спо­собным самостоятельно жить в обществе… Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действи­тельностью…

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждени­ями.

самообязательство; самоот­чет; осмысление собственной деятельности и поведения; самокон­троль

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспи­тания.

К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.(формирование добрых привычек).

(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

КАКОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ?

Педагогические закономерности воспитания — это адек­ватное отражение объективной действительности воспита­тельного процесса, обладающего общими устойчивыми свой­ствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности.

• Воспитание ребенка совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития акту­альными потребностями ребенка.

Соблюдение пропорционального соотношения усилий ре­бенка и усилий педагога в совместной деятельности:.

• Только в условиях любви и защищенности ребенок сво­бодно и вольно выражает свои отношения, полноценно развивается.

• Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

• Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений.

• Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ?

Принципы — общие руководящие положения, требую­щие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

• Первый принцип воспитания — ориентация на ценностные отношения и ценностные основы жизни — добро, истина.

• Второй принцип воспитания — принцип субъектности: пе­ дагог максимально содействует развитию способности ре­бенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей.

Третий принцип воспитания принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для чело­века современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармо­нически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

КАКУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ НАУКА?

Методы воспитательного воздействия — это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспита­телем.

Для практической работы педагога больше всего подхо­дит следующая классификация методов воспитания:

• методы убеждений…;

• методы упражнений…;

• методы оценки и самооценки…

Формы воспитания — способы организации воспита­тельного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

В педагогической литературе единого подхода к класси­фикации форм воспитательной работы нет. Наиболее рас­пространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организова­ны учащиеся: массовые формы (участие всего класса), круж­ковая — групповая, индивидуальная.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся ис­пользовать многообразие форм воспитания. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ?

В комплексном воспитательном процессе можно выде­лить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскройте содержание основных направлений вос­питательной работы.

(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: