Деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению об щественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание.
Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества.
2. Единство целей, содержания и методов воспитания.
3. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.
4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.
5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.
6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью
7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.
8. В процессе воспитания необходимо выявить положительные качества учащихся и опираться на них. П. П.
9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
11. Единство и согласованность педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.
(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ВОСПИТАНИЕ», «СТАНОВЛЕНИЕ», «ФОРМИРОВАНИЕ», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ», «САМОВОСПИТАНИЕ», «ПЕРЕВОСПИТАНИЕ»?
Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях… «Становление» — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе… Формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью…
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль
Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.
К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.(формирование добрых привычек).
(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
КАКОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ?
Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности.
• Воспитание ребенка совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.
• Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка.
• Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности:.
• Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, полноценно развивается.
• Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
• Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений.
• Целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ?
Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
• Первый принцип воспитания — ориентация на ценностные отношения и ценностные основы жизни — добро, истина.
• Второй принцип воспитания — принцип субъектности: пе дагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей.
• Третий принцип воспитания — принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя»; эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
КАКУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТ НАУКА?
Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:
• методы убеждений…;
• методы упражнений…;
• методы оценки и самооценки…
Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индивидуальная.
Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания. (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ?
В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскройте содержание основных направлений воспитательной работы.
(Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.)