Диаграмма газораспределения двигателя
Моменты открытия и закрытия клапанов, их перекрытие, продолжительность отдельных процессов и наивыгоднейший момент опережения зажигания принято представлять или в форме диаграммы, называемой диаграммой газораспределения (рис.1-21) или в табличной форме (табл.2). Назначение диаграммы или таблицы газораспределения состоит в том, чтобы облегчить регулировку газораспределения двигателя в эксплуатирующих организациях.
Диаграмма газораспределения изображается как спирально расположенная лента, на которой условно обозначены все процессы четырехтактного двигателя. Обозначение начала и окончания процессов соответствует углу поворота коленвала двигателя, поэтому суммарный угол спирали несколько превышает 720°
Рис. 1-21. Диаграмма газораспределения поршневого двигателя:
1— момент открытия клапана впуска;2— момент закрытия клапана впуска; 3— момент зажигания (подачи напряжения на свечу); 3'— конец роста давления в цилиндре; 4— момент открытия клапана выпуска; 5— момент закрытия клапана выпуска; 1-2— процесс впуска; 2-3— процесс сжатия; 3-3'— процесс сгорания; 3'-4— процесс расширения; 4-5— процесс выпуска; φ оз— угол опережения зажигания; β П— угол перекрытия клапанов
|
|
Таблица газораспределения двигателя АШ-62ИР
Таблица 2.
Наименование Угол поворота коленвала
в градусах
Начало открытия клапана впуска, до ВМТ 15÷25
Конец закрытия клапана впуска, после НМТ 44
Продолжительность процесса впуска 239÷249
Начало выпуска, до НМТ 74
Конец выпуска, после ВМТ 25÷35
Продолжительность процесса выпуска 279÷289
Перекрытие клапанов 40÷60
Угол опережения зажигания, до ВМТ 15÷20
Общие сведения об индикаторной диаграмме
Как уже было сказано выше, рабочим циклом называется совокупность циклически повторяющихся термодинамических процессов в цилиндре поршневого двигателя. Там же была приведена индикаторная диаграмма идеального рабочего цикла двигателя (рис.1-7). В дальнейшем было показано (см.пп.2÷6), что действительный рабочий цикл в значительной степени отличается от идеального, поэтому будут отличаться и индикаторные диаграммы идеального и действительного рабочих циклов. В теории двигателей индикаторную диаграмму действительного рабочего цикла для упрощения называют индикаторной диаграммой двигателя.
Индикаторная диаграмма снимается с работающего двигателя при помощи специального прибора-индикатора. Кроме того, в достаточной степенью точности индикаторную диаграмму можно построить, выполнив тепловой расчет двигателя.
Индикаторная диаграмма дает возможность определить мощность, получаемую от газов в цилиндре, а также дает точное представление о правильности газораспределения и моменте воспламенения смеси, о сгорании смеси, сжатии, расширении, о влиянии впускной и выпускной систем на работу двигателя.