Костел св. Петра и Павла в Борунах 1747—57 гг.
Виленское барокко
деревня Ошмянского района, Витебской области
По сведениям из других источников, костел был возведен в 1695 г.
В Борунах, деревне Ошмянского района, сохранился интересный комплекс униатского храма (1747 г.) Своеобразна его композиция: в нем нет симметрии, свойственной большинству культовых построек. В наружной архитектуре основное внимание сосредоточено на силуэте постройки. Стена главного фасада с волнистой поверхностью, сложные волюты, фигурные фронтоны, повернутая углом декоративная башенка, портал входа и другие элементы придают постройке необычайную мягкость очертаний и пластичность. Все эти приемы, формы и детали характерны для позднего барокко.
Костел Успенский в Дятлово 1624–46 гг. / 1751 г. / 1882 г. / 1900 г.
Дятловский район, Гродненская область
Дятловский костел Успения Богородицы является памятником архитектуры барокко. Построен в середине XVII в. Во время пожара в 1743 г. костел значительно пострадал и был затем перестроен снаружи и внутри (архитектор А. Осикевич). Сейчас это однонефное двухбашенное сооружение с фасадом ярусного построения. Развитые раскреповки, криволинейные карнизы, фигурные фронтоны, использованные в декоре костела, характерны для позднего барокко. Аналогичный характер присущ и интерьеру, где выделяются убранством скульптурные алтари.
|
|
На холме за Богоявленской церковью расположена Крестовоздвиженская церковь. Построена она также в 1769 г. в формах архитектуры барокко. Это — безапсидное сооружение, в плане прямоугольное (около 12х25 м), внутри имеет необычайное решение в виде так называемой кальварии — храма, посвященного образу, имитирующему паломничество в Иерусалим. Для верующих, прибывших в монастырь, кальвария должна была казаться Голгофой — местом казни Христа. Поэтому, поднявшись по ступеням входа в храм, посетитель попадал на протяженную парадную лестницу,
Лестница занимала половину внутреннего пространства здания и выводила на алтарную площадку, торцевая стена которой была искусно расписана перспективной живописью. В рисунке это была также лестница, зрительно как бы продолжавшая существовавшую, окруженная аркадами, тянущимися к куполу с изображением распятия. Благодаря принятому архитектурному решению и перспективному рисунку достигнут иллюзорный эффект необычайной глубины храма. Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняли его светом и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера.
Главный фасад церкви изящен по рисунку и очень динамичен в своем построении. В композиции фасада видна строгая симметрия. Дверной проем, окно, ниша, оконце барабана (все в единственном числе) расположены на одной, центральной, оси. Прием этот усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Две высокие стройные башни с куполками, поставленные одна за другой, как бы фиксируют в пространстве главный и задний фасады храма, создают оригинальный силуэт постройки. Боковые фасады более статичны, что достигается расстановкой пилястр более широким шагом и формой окон, приближающейся к квадрату.
|
|