double arrow

Лекция: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА



1.Сущность, назначение и функции политической культуры.

2.Типы политических культур.

3.Политическая социализация.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.

Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты: 1.Под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. 2.Политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. 3.комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Функции политической культуры:

Идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.




Ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде.

Социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

Интеграции, обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой, они выделили три “чистых” типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.



Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур. Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабско-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией.

Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.

Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить следующие типы политической социализации:

n гармонический, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей.

n гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”.

n плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам.

n конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.

Словарь использованных терминов:

Авторитарно-подданическая традиция - в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.

Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским политиком Челленом (1846-1922).

Гражданское общество - совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.

Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.

Демократия свободы - понятие, означающее одну из разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по пути демократии равенства - ограниченной свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.

Идентичность (в социокультурном смысле) - совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.

Консенсус - согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны

Конформизм - установка на пассивно-приспособительный , соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.

Латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.

Легитимность - законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматический (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).

Либерализм - идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности от давления авторитарной коллективности.

Либертаризм - концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется “чикагской школой” (М.Фридман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).

Лоббизм - способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.

Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обозначающий всеобщий закон - логику, которым подчиняются и объективный мир и человеческий разум.

Мажоритарная избирательная система - система таких процедур, которые позволяют отсекать голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.

Макиавелизм -образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н.Макиавелли.

Маргинализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.

Марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:

n базисно-надстроечном детерминизме (производственно-экономические отношения - это базис, определяющий политико-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);

n учение о частной собственности как источнике всех бед и противоречий общественного развития;

n учение о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

Ментальность - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.

Модернизации теория - теория перехода от традиционного к современному “высокоорганизованному” обществу; при этом под традиционном фактически понимается любое общество - от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана... Современность же отожде6ствляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного “эталона”.

Онтология - философское учение о бытии ( в отличии от гносеологии - учения о нашем познании).

Плюрализм - социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.

Постиндустриальное общество - понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д.Белл,Ж.Фурастье) связывают его со сферой услуг, в отличии от промышленной экономики, другие (Г.Беккер, А.Турен) - с интеллектуальной сферой ( наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи - с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.

Правовое государство - государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им - ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.

Пропорциональная избирательная система - система при которой партии получают в парламенте долю мест, равную доле полученных ими голосов избирателей.

Соборность - концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С.Хомякову (1804-1860), который определил его так: “Соборное Единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви”. В отличие от тоталитарной коллективности модель которой В.И.Ленин определял в виде общества, “организованного как единая фабрика”, соборное единство имеет в виду модель общества, организованная как храмовая община.

Социализация - процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.

Социальное государство - государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.

Теократия - форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.

Тирания - система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля - режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).

Тоталитаризм (от лат. Тотус - весь, целый, совокупный) - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем,каудильо).

Унитарное государство - государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.

Формационная теория - теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

Харизма (греч. - божественный дар, благодать) - термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э.Трельчем и М.Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.

Этатизм - превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.



Сейчас читают про: