Тема 10. Основы организации функционирования рыночной экономической сиситемы

Фазы промышленного кризиса

I – кризис, II – депрессия III – оживление IV – подъем

III фаза – решающая в промышленном цикле (идет резкое массовое обновление общественного капитала).


Рынок в экономике современных развитых стран приобретает новые особенности, связанные с развитием организационных и технических основ общественного производства на микро– и макроуровнях. Один из важнейших принципов организации рынка в развитых странах состоит в том, что потенциальный производитель прежде чем начать производить товар, находит покупателя, подписывая с ним контракт, в котором оговариваются: качество товаров, цена, сроки поставок и платежей. Благодаря этому сфера рыночных отношений трансформируется в сферу прямых связей между производителями и потребителями. Конкурентная борьба товаропроизводителей, понимаемая традиционно как столкновение экономических интересов, сменяется новыми, более сложными формами. В 70–80–е годы благодаря компьютеризации и автоматизации производства, перехода к гибким производственным системам многие отрасли промышленности начинают работать во многих случаях по индивидуальным заказам. Таким образом снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости товаров, которые производятся. В современных условиях конкретный труд все меньше проявляется в форме «частного» труда с усилением государственного вмешательства в экономику. Это вмешательство осуществляется через заключение государственных контрактов, предполагающих гарантированный спрос на продукцию фирм. Анализируя подобные явления в экономике современного капитализма, многие авторы делают выводы о появлении тенденции к подрыву товарного производства и рыночных отношений. Эти ученые экономисты считают, что данная тенденция вызвана развитием не только общественного, но и единичного разделения труда. В основе последнего лежит подетальная и пооперационная специализация внутри отдельных производственных единиц. Многие экономисты также считают, что тенденция к подрыву товарного производства обусловлена и расширением масштабов организованности и планомерности в рамках отдельных компаний. Считается также, что определенный подрыв товарного производства имеет место и тогда, когда создаются международные, совместные производства, когда государство составляет контракты на национальном и международном уровнях, централизованно регулирует рыночную экономику. Другие экономисты считают, что подрыву товарного производства в современной экономике нет места, происходит усиление регулирующей функции рынка, которую нельзя абсолютизировать. В современных развитых рыночных системах рынок регулируется как государством, так и товаропроизводителями (частными, акционерными, смешанными предприятиями). Это означает, что методы регулирования могут быть государственными и негосударственными. К первым обычно относят: а) экономические методы – кредиты, налоги, цены, которые устанавливает государство; б) административные методы – государственные заказы, программы, правила составления хозяйственных договоров. К негосударственным методам относят различные соглашения между товаропроизводителями о рынках сбыта, ценах, квотах. Это своеобразный «картельный» вариант модели негосударственного регулирования экономики, и в современных условиях он дополняется олигополистической моделью рынка и моделью рынка монополистической конкуренции. Наконец, третья группа авторов считает, что в развитом рынке действуют противоположные тенденции: к подрыву товарного производства и к усилению товарного производства. На определенном этапе развития рыночной экономики преимущество получает одна из этих тенденций.

Подводя итог вышеизложенному материалу, можно прийти к следующим выводам:

1) В современном рынке на первый план выдвигаются такие его функции, как регулирующая, которая обеспечивает постоянство связей между разными отраслями производства, между спросом и предложением, устанавливает пропорции в экономике и непрерывность процесса воспроизводства. Через конкуренцию рыночные отношения активно воздействуют на уровень затрат на производство товаров, научно–технический прогресс, на удовлетворение платежеспособного спроса населения. Вследствие действия закона стоимости, закона спроса и предложения индивидуальный труд сводится до общественно необходимого труда и определяется ценностью товаров. Без конкуренции, эквивалентного обмена стоимость не может быть определена, даже, если классические формы конкурентной борьбы сменяются долговременными хозяйственными связями между производителями и потребителями. Конкурентный механизм современного рынка приобретает новые черты, но по прежнему способствует выравниванию прибылей предприятий разных отраслей производства, образованию средней нормы прибыли, что достигается через «переливание» капиталов между отраслями. Кроме этого, в связи с тем, что созданная потребительная стоимость превращается в товар после признания ее обществом (после продажи), можно сделать вывод, что потребитель осуществляет контроль над производителем. Если этого нет, то в обществе принижается роль рынка как регулятора, что приводит к нарастанию диспропорций между спросом и предложением товаров, возникновению дефицита.

2) Кроме регулирующей функции следует отметить стимулирующую функцию рынка, которая состоит в том, что рынок способствует стимулированию, тех производителей, кто наиболее рационально используют факторы производства для получения наилучших конечных результатов, применяя новейшие достижения науки, техники, организации, стимулирования труда и управления. Если субъекты хозяйствования не будут повышать эффективность производства, их индивидуальные издержки будут больше общественно необходимых, и эти производства могут стать не только неконкурентоспособными, но и банкротами. Это означает, что рынок выполняет такую функцию, как распределительная.

3) В конкурентных условиях рыночная цена дифференцирует доходы товаропроизводителей, выявляет победителей и побежденных. Для первых создаются условия для дальнейшего их развития, для других встает вопрос об их существовании. Соответственно происходит социальная дифференциация общества по доходам. В современной рыночной экономике государство проводит активную социальную политику, цель которой – создать социально–экономические условия для формирования социально однородного общества. Следовательно, современный рынок нельзя однозначно назвать сферой имущественной дифференциации общества.

4) Более того, рынок объединяет экономику в одно целое, развивая систему горизонтальных и вертикальных связей между предприятиями, отраслями, регионами, в том числе внешнеэкономических. В том проявляется интегрирующая функция рынка. Очевидно, что интегративные явления осуществляются на микро–, макро– и мегауровнях, обусловливая появление новых процессов и закономерностей хозяйственного развития современных капиталистических стран.

Эффективное функционирование современного рынка непосредственно зависит от постоянного воспроизводства рыночной среды. Важнейшим ее элементом выступает рыночная инфраструктура. Это система (совокупность) рыночных учреждений, институтов или организаций, которые обеспечивают движение объектов собственника: товаров денег, ценных бумаг, различного вида услуг, в том числе услуг труда. К таким учреждениям принадлежат банки, биржи (фондовые, товарные, труда), дилерские брокерские конторы, информационно–коммерческие, оптовые и поставщическо–сбытовые организации, пункты проката и лизинга. Предприятия рыночной инфраструктуры занимают ведущее место в экономике развитых стран. Капиталовложения в рыночную инфраструктуру создают добавочные рабочие места, сокращают время оборота общественного капитала. В современном рынке особая роль принадлежит биржам[13].

Традиционно во всех учебниках советского и постсоветского периодов отмечались два вида конкурентной борьбы товаропроизводителей – внутриотраслевая и межотраслевая. Однако в условиях рыночной конкуренции существуют такие виды конкуренции, как: чистая, монополистическая и олигополистическая.

Рынок чистой конкуренции состоит из большого количества конкурентов, предлагающих покупателям примерно одинаковые товары. Особенности модели чистой конкуренции состоит в том, что отдельный продавец не может устанавливать цену выше, чем рыночная. Производитель не имеет возможности воздействовать на цену и ограничен в использовании ценовых методов конкуренции. Как и чистая, монополистическая конкуренция охватывает многих продавцов и покупателей. Покупка–продажа осуществляется с использованием широкого диапазона цен. Такую конкурентную борьбу считают несовершенной, поскольку производитель имеет возможность влиять на установление цен. В то же время потребитель в такой модели рынка имеет возможность широкого выбора разнообразных товаров. Олигополистический рынок предполагает, что товары производятся небольшим количеством производителей. Незначительное количество продавцов обусловлено тем, что новым претендентам трудно войти в олигполистичекую отрасль производства. Особая ситуация складывается при полной монополии (чистой). В отрасли существует одно предприятие, которое производит один продукт или предоставляет услуги при отсутствии каких–либо конкурентов. В связи с этим реклама имеет сугубо информационный характер и может осуществляться непосредственно на предприятии или в специальных информационных агентствах или изданиях.

Рассматривая модели несовершенной конкуренции можно прийти к выводу о том, что существованию конкуренции может угрожать монополия. Угроза монополии состоит в том, что там, где господствуют монополии, исчезает свободная конкуренция, т.е. ограничивается свободное общественное воздействие на производство. Монополии получают возможность манипулировать ценами в ущерб общества в целом, образуются так называемые социальные потери общества. Защита конкуренции является концепцией государства. Оно разрабатывает соответствующие антимонопольные законодательство и создает соответствующие антимонопольные органы. Впервые антимонопольные законы были приняты в конце 19 в. начале 20 в. в странах, где наиболее интенсивно шел процесс монополизации. Эти законы определяли организационно–правовые основы развития конкуренции, способы прекращения активной монопольной деятельности и нечестной конкуренции. Существуют несколько систем антимонопольного права: американская, европейская и японская. Американская система запрещала отдельные формы монополии, а европейская и японская – злоупотребление монополиями рыночной властью. Далее контроль за развитием конкуренции и ограничением монополистической деятельности участников рыночной экономики осуществляют специально созданные антимонопольные органы. При антимонопольных органах могут быть созданы специальные советы по вопросам монополизма и конкуренции. Основным заданием этих советов является оценка степени монополизации в народном хозяйстве, подготовка предложений относительно направлений демонополизации и развития конкуренции.

Кроме моделей выделяют также элементы рынка:

· рынок средств производства;

· рынок рабочей силы (труда);

· рынок потребительских товаров и услуг (в т.ч. информации);

· кредитно–денежный рынок;

· финансовый и валютный рынок;

· рынок средств производства (или рынок капитала), который в свою очередь делится на рынок средств труда и рынок предметов труда (сырьевой рынок).

Как отмечается в современной западной экономической литературе ("Экономиксах") спрос на капитал зависит от величины процентной ставки (или эффективности капиталовложений в ценные бумаги). С повышением процентной ставки спрос на средства производства, а, следовательно, на инвестиции уменьшается и наоборот. В современных условиях на рынке труда продажа рабочей силы фиксируется в индивидуальных и коллективных договорах и контрактах. В государственном секторе экономики государство является непосредственным участником рынка труда, а не только регулятором. Кроме рынка труда экономически активного населения выделяют рынок трудовых ресурсов, на котором также участвуют выпускники учебных заведений. В зависимости от соотношения между спросом и предложением формируется дефицитный, равновесный или избыточный рынки рабочей силы. В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют отдельные сегментные рынки или субрынки: рынки труда по отраслям производства, в материальном или нематериальном производствах и т.д. В современной отечественной экономической литературе считают, что эти сегментные рынки в свою очередь делятся на рынки квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.

Рынок потребительских товаров и услуг это, прежде всего купля–продажа товаров длительного пользования и товаров текущего потребления. По поводу услуг следует заметить, что их разнообразие в развитых странах достигает значительного уровня. Отдельным элементом рынка услуг иногда считают рынок информации, наиболее перспективный сегмент современного рынка. С информационным рынком непосредственно связан рынок интеллектуальной собственности. Важную роль в формировании этого рынка играет венчурный (рисковый) капитал, который инвестируется в идею, проект. Результаты проектов (новации) могут представлять информационный товар.

Финансовый рынок (в узком значении – кредитно–денежный рынок) направляет в единое русло движение всех форм капитала. Финансовый рынок включает фондовый рынок, представленный различными ценными бумагами[14]. Весомое воздействие на развитие и функционирование финансового рынка имеет государство через механизм поведения кредитно–денежной политики. В частности, государство воздействует на величину учетной ставки, на соотношение между спросом и предложением на этом рынке, устанавливает общие правила его функционирование. Кроме этих видов рынка выделяют также валютный рынок. Это важнейшая сфера экономических отношений по поводу купли–продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей и т.д.) в иностранной валюте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: