Механизм регулирования капиталистического хозяйства чрезвычайно сложен, представляя собой переплетение форм и элементов регулирования. В современном капитализме выделяют, прежде всего, рыночное саморегулирование, регулирование на уровне крупных монополий и госрегулирование.
Изучая материалы по данной теме, студенты должны прийти к выводам:
1. Государство должно обеспечить необходимые условия нормального функционирования фирм, особенно в моделях монополистического и олигополистического рынков, где может подавляться конкурентная борьба.
2. Ликвидировать или нейтрализовать недостатки рыночного механизма саморегулирования.
3. Причем, необходимо заметить, что о месте государства в рыночной экономике существует две точки зрения: кейнсианская и неоклассическая (монетаристская). Согласно первой, вмешательство государства должно быть максимальным (в разнообразных направлениях и формах) и минимальным (сводится к регулированию. денежной массы)[15]
4. В западной экономической литературе отмечаются регулирующие функции государства, о которых пишут практически все сторонники разных теорий и школ. Это законодательная функция, предусматривающая принятие законов и постановлений, которые гарантируют равные права и возможности для всех форм собственности и хозяйствования. Стабилизирующая функция государства состоит в поддержке высокого уровня занятости, доходов и ценового равновесия. Распределительная функция связана с достижением более справедливого распределения доходов в обществе и более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике.
|
|
Важное место принадлежит государству в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы. Это важнейшие факторы стабилизации национальной экономики и развития мирового хозяйства.
Следовательно, современная рыночная система органично соединяет свободную конкуренцию и государственное регулирование, которые и образуют регулируемую социально ориентируемую экономику. Основными формами государственного регулирования являются:
1) планирование (долго–, средне– и краткосрочное);
2) программирование и прогнозирование (составление целевых программ и прогнозов).
В современной экономической литературе выделяют следующую структуру методов государственного регулирования экономики:
I. Прямые методы:
а) экономические, к которым относятся следующие способы:
· государственные закупки у фирм производителей;
· трансфертные платежи;
· государственные субсидии, или так называемое государственное целевое финансирование;
|
|
· прямой государственный контроль над монопольными ценами и денежным обращением;
· установление минимального уровня заработной платы;
б) административные методы, к которым относят;
· систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров;
· ограничение вывоза или ввоза ряда товаров;
· использование способов запрета (запрещение строительства отдельных производств и т.д.), а также способов принуждения (требование соблюдать нормы выброса вредных веществ, определенные стандарты в соответствующих производствах и т.д.).
в) правовые методы, к которым относят принятие и усовершенствование правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т.д.)
II. Непрямые (косвенные), к которым относят только экономические методы. Это, прежде всего экономическая поддержка государства, во всем многообразии видов и направлений. Наибольшее развитие государственное регулирование получило в экономике Франции, Японии, Швеции и др. Административно–правовая роль государства в экономике любой страны чрезвычайно важна, поскольку определены приоритеты и единство рыночной экономической системы.