Тема 11. Государство и рынок: проблемы взаимосвязи

Механизм регулирования капиталистического хозяйства чрезвычайно сложен, представляя собой переплетение форм и элементов регулирования. В современном капитализме выделяют, прежде всего, рыночное саморегулирование, регулирование на уровне крупных монополий и госрегулирование.

Изучая материалы по данной теме, студенты должны прийти к выводам:

1. Государство должно обеспечить необходимые условия нормального функционирования фирм, особенно в моделях монополистического и олигополистического рынков, где может подавляться конкурентная борьба.

2. Ликвидировать или нейтрализовать недостатки рыночного механизма саморегулирования.

3. Причем, необходимо заметить, что о месте государства в рыночной экономике существует две точки зрения: кейнсианская и неоклассическая (монетаристская). Согласно первой, вмешательство государства должно быть максимальным (в разнообразных направлениях и формах) и минимальным (сводится к регулированию. денежной массы)[15]

4. В западной экономической литературе отмечаются регулирующие функции государства, о которых пишут практически все сторонники разных теорий и школ. Это законодательная функция, предусматривающая принятие законов и постановлений, которые гарантируют равные права и возможности для всех форм собственности и хозяйствования. Стабилизирующая функция государства состоит в поддержке высокого уровня занятости, доходов и ценового равновесия. Распределительная функция связана с достижением более справедливого распределения доходов в обществе и более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике.

Важное место принадлежит государству в регулировании внешнеэкономических отношений и валютного рынка, миграции капиталов и рабочей силы. Это важнейшие факторы стабилизации национальной экономики и развития мирового хозяйства.

Следовательно, современная рыночная система органично соединяет свободную конкуренцию и государственное регулирование, которые и образуют регулируемую социально ориентируемую экономику. Основными формами государственного регулирования являются:

1) планирование (долго–, средне– и краткосрочное);

2) программирование и прогнозирование (составление целевых программ и прогнозов).

В современной экономической литературе выделяют следующую структуру методов государственного регулирования экономики:

I. Прямые методы:

а) экономические, к которым относятся следующие способы:

· государственные закупки у фирм производителей;

· трансфертные платежи;

· государственные субсидии, или так называемое государственное целевое финансирование;

· прямой государственный контроль над монопольными ценами и денежным обращением;

· установление минимального уровня заработной платы;

б) административные методы, к которым относят;

· систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров;

· ограничение вывоза или ввоза ряда товаров;

· использование способов запрета (запрещение строительства отдельных производств и т.д.), а также способов принуждения (требование соблюдать нормы выброса вредных веществ, определенные стандарты в соответствующих производствах и т.д.).

в) правовые методы, к которым относят принятие и усовершенствование правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т.д.)

II. Непрямые (косвенные), к которым относят только экономические методы. Это, прежде всего экономическая поддержка государства, во всем многообразии видов и направлений. Наибольшее развитие государственное регулирование получило в экономике Франции, Японии, Швеции и др. Административно–правовая роль государства в экономике любой страны чрезвычайно важна, поскольку определены приоритеты и единство рыночной экономической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: