Обратная связь с пользователем
Терпимость интерфейса
В основе терпимости интерфейса лежит принцип «прощения» пользователя. Имеется в виду следующее.
Обычно пользователи изучают особенности работы с новым программным продуктом методом проб и ошибок. Не застрахованы от ошибок и достаточно опытные пользователи. Ошибки могут быть как «физического» типа (случайный выбор неправильной команды или данных), так и «логического» (принятие неправильного решения на выбор команды или данных).
Интерфейс, обладающий свойством терпимости (читай «всепрощения»), должен предотвращать ситуации, которые могут привести к появлению ошибок. Он также должен уметь адаптироваться к потенциальным ошибкам пользователя и облегчать ему процесс устранения последствий таких ошибок.
Например, если пользователь пытается задать отрицательное значение для величины, которая может быть только положительной, программа должна заблокировать дальнейший ввод с выдачей соответствующей подсказки (вместо того, чтобы дождаться завершения ввода и только после этого огорошить пользователя грозным сообщением). Для тех ситуаций, когда предупредить ошибку невозможно, у пользователя должна существовать возможность отменить или исправить выполненные действия.
Каждое действие пользователя должно получать визуальное, а иногда и звуковое подтверждение того, что программное обеспечение восприняло введенную команду; при этом вид реакции, по возможности, должен учитывать природу выполненного действия.
Обратная связь эффективна в том случае, если она реализуется своевременно, то есть как можно ближе к точке последнего взаимодействия пользователя с системой. Когда компьютер обрабатывает поступившее задание, полезно предоставить пользователю информацию относительно состояния процесса, а также возможность прервать этот процесс в случае необходимости. Ничто так не смущает не очень опытного пользователя, как заблокированный экран, который никак не реагирует на его действия. Типичный пользователь способен вытерпеть только несколько секунд ожидания ответной реакции от своего электронного «собеседника».
Кроме того, наличие «обратной связи» — обязательное условие обучения. Лишь получая своевременное «одобрение» или «порицание» своих действий, пользователь может совершенствовать навыки в работе с программой.
«Простой» интерфейс должен обеспечивать легкость его изучения и использования. Кроме того, он должен предоставлять быстрый доступ ко всему перечню функциональных возможностей, предусмотренных данным приложением.
Один из возможных путей обеспечения простоты — представление на экране информации, минимально необходимой для выполнения пользователем очередного шага задания. Иногда такой принцип называют последовательным раскрытием. Последовательное раскрытие предполагает такую организацию информации, при которой в каждый момент времени на экране находится только ее часть, непосредственно необходимая для выполнения очередного шага. Сокращая объем информации, предоставляемой пользователю, вы тем самым уменьшаете усилия пользователя на ее восприятие. Примером такой организации является иерархическое (каскадное) меню, на каждом уровне которого отображаются только те пункты, которые соответствуют одному выбранному пользователем пункту более высокого уровня.
Обязательной составляющей простоты интерфейса является краткость. В частности, следует избегать длинных имен команд или многословных сообщений. Непродуманные или избыточные фразы затрудняют возможности пользователя по выявлению существенной информации.
Другой путь к созданию простого, но эффективного интерфейса — размещение и представление элементов на экране с учетом их смыслового значения и логической взаимосвязи. Это обеспечивает привлечение к работе с программой ассоциативного мышления пользователя.