Простота интерфейса

Обратная связь с пользователем

Терпимость интерфейса

В основе терпимости интерфейса лежит принцип «прощения» пользователя. Име­ется в виду следующее.

Обычно пользователи изучают особенности работы с новым программным про­дуктом методом проб и ошибок. Не застрахованы от ошибок и достаточно опыт­ные пользователи. Ошибки могут быть как «физического» типа (случайный выбор неправильной команды или данных), так и «логического» (принятие неправильного решения на выбор команды или данных).

Интерфейс, обладающий свойством терпимости (читай «всепрощения»), должен предотвращать ситуации, которые могут привести к появлению ошибок. Он также должен уметь адаптироваться к потенциальным ошибкам пользователя и облег­чать ему процесс устранения последствий таких ошибок.

Например, если пользователь пытается задать отрицательное значение для вели­чины, которая может быть только положительной, программа должна заблокиро­вать дальнейший ввод с выдачей соответствующей подсказки (вместо того, чтобы дождаться завершения ввода и только после этого огорошить пользователя гроз­ным сообщением). Для тех ситуаций, когда предупредить ошибку невозможно, у пользователя должна существовать возможность отменить или исправить вы­полненные действия.

Каждое действие пользователя должно получать визуальное, а иногда и звуковое подтверждение того, что программное обеспечение восприняло введенную коман­ду; при этом вид реакции, по возможности, должен учитывать природу выполнен­ного действия.

Обратная связь эффективна в том случае, если она реализуется своевременно, то есть как можно ближе к точке последнего взаимодействия пользователя с систе­мой. Когда компьютер обрабатывает поступившее задание, полезно предоставить пользователю информацию относительно состояния процесса, а также возможность прервать этот процесс в случае необходимости. Ничто так не смущает не очень опытного пользователя, как заблокированный экран, который никак не реагирует на его действия. Типичный пользователь способен вытерпеть только несколько секунд ожидания ответной реакции от своего электронного «собеседника».

Кроме того, наличие «обратной связи» — обязательное условие обучения. Лишь получая своевременное «одобрение» или «порицание» своих действий, пользова­тель может совершенствовать навыки в работе с программой.

«Простой» интерфейс должен обеспечивать легкость его изучения и использова­ния. Кроме того, он должен предоставлять быстрый доступ ко всему перечню фун­кциональных возможностей, предусмотренных данным приложением.

Один из возможных путей обеспечения простоты — представление на экране ин­формации, минимально необходимой для выполнения пользователем очередного шага задания. Иногда такой принцип называют последовательным раскрытием. Последовательное раскрытие предполагает такую организацию информации, при которой в каждый момент времени на экране находится только ее часть, непосред­ственно необходимая для выполнения очередного шага. Сокращая объем инфор­мации, предоставляемой пользователю, вы тем самым уменьшаете усилия пользо­вателя на ее восприятие. Примером такой организации является иерархическое (каскадное) меню, на каждом уровне которого отображаются только те пункты, которые соответствуют одному выбранному пользователем пункту более высоко­го уровня.

Обязательной составляющей простоты интерфейса является краткость. В част­ности, следует избегать длинных имен команд или многословных сообщений. Не­продуманные или избыточные фразы затрудняют возможности пользователя по выявлению существенной информации.

Другой путь к созданию простого, но эффективного интерфейса — размещение и представление элементов на экране с учетом их смыслового значения и логиче­ской взаимосвязи. Это обеспечивает привлечение к работе с программой ассоциа­тивного мышления пользователя.





Подборка статей по вашей теме: