Музыка
Глава 16 Религия и искусство
Однако здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Сегодня культура — не только у нас, в России, но и всюду — переживает кризис, что можно объяснить рядом причин. Прежде всего происходит быстрая смена стилей, направлений и школ в искусстве, идут постоянные споры между сторонниками различных художественных тенденций. Но это не страшно для культуры: эстетическая полемика — явление вполне естественное и свойственное любому кризисному, переходному периоду.
Существуют и другие трудности, обусловленные самим развитием культуры, заложенные в ней изнутри, имманентно, и потому гораздо более опасные. Культура конца XX в. унифицируется, исчезают многие ее национальные черты (что, в частности, проявляется в глобальной американизации). Не менее опасно для судеб культуры разрушение границы между «вершинной», элитарной культурой, предназначенной для узкого круга хранителей культурной традиции, и искусства «Массового»," рассчитанного на каждого человека. И все же главное — то, что культура в конце XX в. начинает терять свое основное качество, которое и делает культуру Культурой, — она Перестает быть хранителем ценностей (т.е. утрачивает это качество, содержавшееся в значении ее исторического корня). Ценностная константа, например, совершенно исчезает в искусстве постмодернизма, в основе которого лежит смешение самых разных стилей (в том числе связанных с внекультурной реальностью). Происходит ценностное «выравнивание» различных культурных рядов и той сферы действительности, которая находится вне культуры. Так, в современном музее рядом могут оказаться шедевры древних мастеров и дырявое корыто для стирки, «введенное» в контекст духовной культуры художником-абстракционистом.
|
|
Все эти процессы, характерные для становления культуры на современном этапе, являются прекрасной почвой для зарождения различных антикультурных тенденций. Они могут проявляться даже в среде людей религиозных, особенно тех, кто сравнительно недавно приобщился к вере. Действительно, иногда встречаются люди, которые, став христианами, перестают писать стихи, сочинять музыку или заниматься живописью, считая, что все это внешнее, ненужное, вредное для общего духовного развития. И, как правило, столь радикальное отторжение искусства — причина ущербности, которая крайне вредна для духовной жизни.
Вместе с тем между религией и искусством существует глубокое родство. Основная задача, которую ставит перед человеком религия, — его духовное раскрытие, развитие творческого потенциала. Но между ними существует еще и генетическая связь.
|
|
На протяжении большей части истории человечества религия и искусство шли рядом, существовали в одних и тех же формах, взаимодополняли друг друга. Только с конца XVI в. (а в некоторых странах, например в России, и значительно позже) пути религии и искусства разошлись. Однако и во все последующие века искусство постоянно обращалось к религии и черпало из нее сюжеты и образы, содержание и формы.
Теперь попробуем ответить на вопрос: противостоят ли друг другу вера и культура, религия и искусство?
К какому бы памятнику культуры мы ни обратились: к египетским пирамидам или древнегреческим храмам, к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера или «Божественной комедии» Данте, — мы увидим, что в основе каждого из них лежит вера в высшую целесообразность и осмысленность мира, взгляд на человека и на окружающий его мир в модусе1 вечности и всеобщности.
1 Модус (лат. — мера, образ, способ) — преходящее свойство, присущее предмету лишь в некоторых состояниях, в отличие от постоянного свойства предмета (атрибута).
В основе любой культуры или любого искусства находятся духовность человека, его миросозерцание.
Если мы обратимся к истории религии — христианской, мусульманской, буддийской или какой-либо иной, — то увидим, что любая из них шла рука об руку с искусством, ассимилируя и преображая все его формы и жанры. Религия буквально «впитывает» в себя все, что есть лучшего в культуре человечества (правда, иногда это не оберегает ее и от усвоения негативного).
Знаменитый христианский писатель IV в. Василий Великий посвятил специальную работу вопросу о пользе для христианских юношей языческой литературы. А современник Василия Великого сирийский подвижник и теолог Ефрем Сирии претворил в своем поэтическом творчестве многие достижения восточной поэзии и музыки. До этого, в III в., богослов Ориген и вся александрийская школа богословия активно усваивали уроки античной философии, прежде всего Платона.
Если мы обратимся к основе основ христианства — к Библии, то увидим, что эта книга одновременно является величайшим творением духовной культуры человечества. Библия использует десятки литературных жанров — от исторических хроник до возвышенной и утонченной лирической поэзии. В качестве синтетических памятников культуры и искусства можно рассматривать и Коран, и буддийскую литературу, и творения величайших китайских мыслителей древности Лао-цзы и Конфуция, и многие другие религиозные произведения.
Конечно же, степень духовности произведений искусства может быть разной. И «Мадонна», исполненная формально или бездарно, может свидетельствовать о пустоте души ее создателя.
Возникает вопрос: не является ли религия оковами развития искусства? Ведь она накладывает на искусство определенную систему запретов, ограничений по форме и в содержании (запрет на изображение земного человека, который действовал в русской живописи до конца XVI в.; запрет на инструментальную музыку в православном храме и т.д.).
Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к проблеме происхождения искусства. Наиболее архаичные тексты, которые могут быть рассмотрены в качестве древнейших произведений искусства, как правило, излагают табу — систему запретов (эти табу можно реконструировать на основе фольклорных сказок, загадок, обрядовых песен).
Связь искусства с системой определенных запретов стала одним из его важнейших признаков. По сути, любое произведение искусства содержанием и формой эти запреты выражает, также как и определенные разрешения («запрет» и «разрешение» не могут существовать одно без другого). Выделение различных видов искусств тоже основано именно на следовании тем или иным запретам: в балете запрещено разговаривать и двигаться обычным образом, в живописи содержится запрет на звучание... Все эти ограничения вовсе не исключают возможности синтеза различных видов искусств. К тому же любой запрет бессмыслен без его отмены (хотя бы временной). Любой «пост» имеет завершение, предусматривающее отмену запретов. Подобно этому и развитие искусства происходит через борьбу с запретами, через вторжение в текст произведения тех элементов, которые были ранее запрещены, «табуированы». Именно поэтому такое важное явление человеческой культуры, как религиозное свободомыслие, изначально обнаруживается уже в рамках самого религиозного искусства.
|
|
Как показывает история культуры, запреты могут становиться мощным стимулом для дальнейшего развития искусства, обусловливают «прорыв» в развитии его форм и содержания. К примеру, ограниченность сценических возможностей, связанная с конструкцией здания, в котором разместился Московский театр на Таганке, обусловила многие режиссерские и сценические новаторства. Но в то же время следует отметить, что есть и запреты, которые могут сдерживать развитие искусства. Как правило, негативно влияют на искусство запреты, имеющие политическую подоплеку, например цензура (в том числе и религиозная).
Само существование культуры есть процесс расщепления, разделения. В историко-культурном развитии исчезает синкретичность мифа; на месте мифа произрастает разветвленное древо культуры. Становление культуры — это не только синтез, но всегда одновременно и разделение, т.е. введение новых запретов. Становление национальной культуры — это отделение ее от остальных. Развитие религий — это процесс отделения от еретических учений («это — не мы»), т.е. введение все новых и новых запретов. Развитие системы наук и научных теорий — тоже процесс их отделения друг от друга, «запрета» на какие-то правила и действия.
Вместе с тем нигде, как в культуре (в том числе в первую очередь в искусстве), осмысленный синтез (при учете имеющихся различий) не дает столь очевидных и важных для человека результатов.
|
|
Исследование вопроса о взаимосвязях религии и искусства — необычайно сложная задача. По сути, она равна задаче написания всемирной истории искусств. Поэтому авторы данной главы решили ограничиться гораздо более скромной целью — показать, в каких формах взаимодействуют искусство и религия, продемонстрировать на конкретных примерах, как в процессе исторического функционирования культуры меняется содержание, вкладываемое в тот или иной религиозный сюжет, и форма, в которой он выражается. Задачи эти будут решаться на материале двух видов искусства — музыки и живописи, связанных с христианской религией и представляющих в первую очередь русскую культуру.
Органическая связь существует между религией и музыкой. Во многих религиях музыка лежит в основе главных ритуалов.
В своей книге «Музыка для всех нас» выдающийся дирижер XX в. Леопольд Стоковский писал: «Подлинный музыкант умеет так сосредоточенно воспринимать музыку, что как бы растворяется в ней. Тогда приходят в действие какие-то свойства его подсознания, мы не знаем даже, как их назвать. И музыкант становится проводником сил, куда более могучих, чем таланты, которыми его одарила природа. Он должен отдаться свободному течению этих сил, подчиниться им и передавать их. И тогда и музыкантов-исполнителей, и слушателей охватывает единый душевный порыв. Перед нами как бы раскрываются небеса, и мы слышим зов божественных голосов».
Существует немало свидетельств об этом музыкально чутких людей с древности до наших дней. Есть предположение, что мы живем в мире, насквозь пронизанном музыкой. Поют не только люди и птицы; поют деревья, камни, атомы, звезды. Как сказано в Псалтыре: «Небеса проповедуют славу Божию, и делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2).
Недавно в печати промелькнуло сообщение, что ученые-астрофизики открыли и записали «пение» нашего родного светила — Солнца, исполняющего свою «песнь» в предельно низком регистре. Таким образом, теперь уже научно подтверждается интуитивное предположение, например, древних пифагорейцев, которые считали, что движение небесных тел создает прекрасную «музыку сфер», а весь космос представляет собой гармонически устроенное и музыкально звучащее тело. Это представление о звучащем космосе прошло через века и имеет тысячи вариантов и модификаций. Через патристику, средневековые музыкальные теории, эстетику Ренессанса оно дошло вплоть до музыкальных теоретических изысканий нового времени. Опыт вслушивания во вселенскую «музыку сфер» оказывается в чем-то родственным религиозному вслушиванию в глубины своей сути, где может прозвучать «глас Бога» как откровение, имеющее трансцендентный источник:
Со страниц Библии одним из таких пророков, совмещавших в себе яркий музыкальный талант и глубокую религиозную интуицию, предстает перед нами царь и псалмопевец Давид. Библейская книга Псалтырь, автором которого он является, представляет собой образец музыкально-поэтических и одновременно сугубо религиозных произведений. Псалмы в древности пелись, как правило, под аккомпанемент всевозможных музыкальных инструментов — ударных, струнных, духовых. Библия донесла до нас и имя изобретателя как музыки, так и музыкальных инструментов. Уже в 4-й главе книги Бытия читаем: «Имя брату его (Иавала. — Ред.) Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4, 21). В ветхозаветные времена музыка широко использовалась как в повседневной жизни (озвучивались радостные и печальные события), так и в религиозных церемониях, на что есть указание в 80 псалме: «Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева» (Пс. 80, 3 — 5).
В культовой практике народов мира постоянно встречается обращение к музыке. Этот факт свидетельствует об особой близости музыкального вслушивания к бытию и религиозному мистическому опыту. Введение музыки в мистерию богослужения всегда способствовало лучшему усвоению верующими словесного содержания священной гимнографии.
«Отцы Церкви», в частности, Климент Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Августин неоднократно касались в своих богословских сочинениях проблем музыки, обосновывая ее наличие в богослужении. Много потрудился в этом направлении Аврелий Августин — крупнейший теолог V в., написавший трактат «Шесть книг о музыке». Будучи сам весьма восприимчив к музыкальному искусству, он пишет о том, что пение вызывало у него слезы умиления и «дивная сладость», наполняла душу. Музыка как временное искусство привлекает особое внимание Августина еще и тем, что ее быстротечность, постоянное перемещение из будущего в прошлое напоминают ему поток земной жизни. Самой формой своего бытия музыка отражает главную закономерность жизни — непрестанное движение во времени. Музыка становится в глазах Августина символом времени, а время — символом жизни. Кроме того, вселенскую Музыку Августин связывает с Истиной, Красотой и Мудростью. При этом она наделяется деми-ургическим значением, ибо призвана восстановить разрушенную в результате «грехопадения» гармонию мира. Музыка, по мысли Августина, выражает глубинные основы «новой жизни» христианина, которые нельзя передать словами. И эта новая жизнь вся должна стать своего рода песней, музыкой.
Этот завет, идущий из глубины веков, был воспринят и российскими предками, которые после принятия христианства в 988 г. создали самобытную музыкальную культуру, связанную с церковным богослужением. Православная духовная музыка ныне звучит в концертах, по радио, телевидению; сделано много ее записей на кассетах и компакт-дисках, началось возрождение колоссального пласта русской культуры, имеющего девятивековой период развития. Церковная музыка, как и церковная живопись и архитектура, является величайшим художественным наследием русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами (Д.С. Бортнянский, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский), так и безымянными авторами. Их сочинения — образцы высокого Искусства, в них содержатся глубокие философские мысли — о Жизни и смерти, страдании и терпении, познании и радости, о *изни земной и вечной.
Что отличает церковную музыку от светской? Во-первых, Церковная музыка является частью богослужения и выполняет в нем определенные функции; во-вторых, в ее основе лежит строго канонический текст (молитвы, псалмы); в-третьих, ее исполнение должно раскрывать смысл слова Божия, а не решать чисто музыкальные задачи. Православная музыка — всегда хоровая и исполняется а'капелла, т.е. без инструментального сопровождения. Эту музыку характеризует особый внутренний строй, собранность, а главное — чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности.
Церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Проявление всех чувств — от скорби и печали до радости и ликования — только в границах дозволенного, ибо в противном случае нарушается гармония музыкальной ткани, выражающая гармонию души. Церковная музыка — это непременно строго, ясно очерченная мелодия, такой же строгий, спокойный, четко организованный ритм, благозвучные аккордовые вертикали, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих созвучий, острого ритма, резкой угловатой мелодии. Ничего броского, вычурного. Всё в соразмерности и упорядоченности. Она призывает человека к гармонии с миром, со своими чувствами и мыслями, настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира. Подобная гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании икон и фресок. Духовная музыка как бы собирает человека, дисциплинирует его мысли и чувства.
Церковная музыка — достояние не только верующих. Сегодня к ней тянутся самые разные люди. Видимо, потому, что это не просто красивая музыка — в ней чувствуется национальная основа. Это живой родник духовности, родник нравственности.
Еще в 1911 г., размышляя о природе церковного пения, архиепископ Арсений писал: «Наше древнее церковное пение есть выражение духа нашего народа, воспитанного и возросшего под влиянием Церкви. Но если Церковь оказывала религиозно-нравственное влияние на народ, то и народ вносил многое от своего природного богатства и дарования в недра Православной Церкви в виде мелодий, в которых отражаются глубина и сила его религиозного чувства и вообще его душевные качества. Эти мелодии, то возвышенно-простые, строгие и важные, то нежные, трогательные и умилительные, народ, как лучшее достояние свое, от чистого сердца отдает своей матери — Церкви».
Духовная музыка обладает большей способностью внушения и неизреченного объяснения, чем воплощенная в слове мысль. Мыслящее сердце мудрее и восприимчивее пытливого ума. Поэтому музыке доступно во вдохновенном мгновении то, что неподвластно длительному по времени словесному убеждению. Возвышенное слово просвещает ум, небесная музыка преображает душу. Благодатное слияние слова и музыки способно раскрыть сокровенный смысл Священного Писания, открыть Истину.
Удивительным явлением русской духовной культуры является знаменный распев. На протяжении семи веков (с XI по XVII) знаменное пение на Руси жило и развивалось. «Знамя» по-древнерусски — «знак»; «знамена» — это особые знаки, которые использовались для записи распевов. Как и русская икона, храмовая архитектура, порядок богослужения (также основанные на глубоко одухотворенной знаковой культуре), знаменное пение коренится в византийской традиции.
Знаменный распев одноголосый. Его отличает удивительная молитвенная углубленность, медленное, степенное, мелодическое развертывание. В нем мы не найдем «бытовых» песенных интонаций и ритмов, как не увидим в облике храма очертаний обычного дома или на иконе — портретных черт.
Ибо цель церковного искусства — не эстетическое самовыражение, а раскрытие Слова Божия в красках, звуках, архитектурных формах: свидетельство «миру сему» о существовании «иного мира».
В XVII в. знаменное пение в официальном православии Постепенно было вытеснено пением партесным, которое пришло с Запада. И нам трудно было бы сейчас, после нескольких веков усвоения европейских форм русской музыкальной практикой, представить себе звучание знаменного распева, если бы он не был бережно сохраняем в культуре старообрядцев.
Наряду со знаменным пением на Руси с XI в. существовало деместевное (от гр. — домашнее) пение, считавшееся самым изящным. Оно было свободно от условий и границ, положенных для церковно-богослужебного пения, и было свойственно русскому домашнему быту. Постепенно приемы подобного пения все более стали проникать в традиционный строй церковной музыки, а в начале XVII в. Русская Православная Церковь обогатилась новыми распевами: киевским, греческим, болгарским.
В это же время все большую популярность начинает приобретать многоголосное, гармоническое, или партесное пение, на возникновение и развитие которого оказали влияние традиции зарубежной культовой музыки — польской, итальянской, немецкой. В русле этих традиций творили такие замечательные композиторы, как М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, А.Л. Ведель, А.Ф. Львов.
В самом начале XX в. отечественная церковная музыка обогатилась такими шедеврами, как «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова. Произведения были созданы композитором в результате тщательного изучения традиций знаменного пения, но с привлечением всего богатства приемов современного хорового пения. Поэтому они часто звучат теперь как в концертных залах, так и в храмах на богослужении.
Знакомясь с историей западноевропейской духовной музыки, мы видим некоторые черты, существенно отличающие ее от истории развития музыки отечественной. В чисто музыкальном плане это выражается в многообразии культурных традиций (иудейской, египетско-палестинской, позднеантичной), обусловивших жанровую систему и формы бытования музыки. Раннехристианские жанры (псалмодия, гимн), как и более поздние (хорал, мотет, месса), разрабатывались в рамках не только сугубо церковного музыкального творчества, но и светского. Практически во всех жанрах на протяжении веков созданы величайшие произведения духовного музыкального искусства, среди которых мессы И.С. Баха, И. Гайдна, Л. Бетховена, «Реквием» ВА Моцарта, произведения для церкви композиторов-романтиков — Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа.
К религиозной тематике обращались такие крупнейшие зарубежные композиторы, как например, П. Хиндемит (вокальный цикл «Житие Марии», «Месса»), К. Пендерецкий (оратория «Страсти по Луке»), М. Дюпре (пьеса для органа «Благовещение»), Ф. Пуленк («Литания к Рокамадурской Богоматери»).
Одним из самых значительных и известных композиторов XX в. в творчестве которого христианские темы занимают ведущее место, является Оливье Мессиан. Среди произведений для органа — «Явление предвечной Церкви», «Вознесение Господне», «Тела нетленные», «Небесное причастие»; для фортепиано — «Образы слова Аминь», «Двадцать взглядов на младенца Иисуса»; для хора — «Три маленькие литургии»; для оркестра — «Гимн святому Причастию»; оперу «Св. Франциск Ассизский». В этих и многих других творениях композитора мы видим искреннее и гармоничное единение религии и музыки, синтез веры и искусства.
Основным источником идей и образов почти всех религиозных сочинений Мессиана явились книги Библии. Художественная красота этих книг стала великим достоянием мира искусства, вызвав к жизни подлинные шедевры: трагический лиризм «Страстей» И.С. Баха и возвышенно-прекрасную чистоту мадонн Леонардо да Винчи, торжественно-строгие «Ламентации» Дж. Палестрины и грандиозные оратории Г.Ф. Генделя «Саул», «Мессия», «Самсон».
Итак, мы видим, что на протяжении веков музыка и религия шли рука об руку, помогая человеку прикоснуться к самым сокровенным уголкам души, проясняя суть и смысл бытия, принося отраду и утешение.
Аналогичную роль в жизни человека может играть и религиозная живопись. Важнейшая ее часть — иконопись. В иконописных изображениях воплотились многие существенные принципы религиозного мировосприятия.
У замечательного русского философа князя Е.Н. Трубецкого (1863—1920) есть работа «Умозрение в красках», где дается Целостное историческое, богословское и одновременно художественное истолкование древней русской иконы. Трубецкой пишет: «...иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в Древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку». Написаны эти слова в 1915 г. С тех пор, как говориться, много воды утекло. Ныне русский образованный человек может обратиться и к «Иконостасу» П.А. Флоренского, и к замечательным трудам М.В. Алпатова или В.Н. Лазарева, посвященным иконе, и составить более или менее верное представление об этом феномене. И все же следует сразу сказать, что понять икону по литературным произведениям нельзя. Глубинное измерение икон приоткрывается человеку, потрудившемуся над очищением своего ума и сердца, только в храме, для которого они создавались. Тем не менее разговор об иконе нужен как некая прелюдия, настраивающая человека на непосредственное восприятие этого удивительного явления.
Итак, что же такое икона? Под иконой (от гр. икон — изображение, вид, образ, портрет) в православии понимается живописное изображение Христа Спасителя, Богородицы, ангелов, святых, сюжетов священной истории. Обычно при первом знакомстве с иконой она вызывает недоумение своей непривычной формой и загадочным содержанием. Иногда при поверхностном взгляде на древнюю икону некоторые приходят к неожиданному заключению, что в старые времена не умели писать.
Но не надо забывать, что еще за четыре столетия до Рождества Христова художники античности умело, мастерски писали портреты и пейзажи. С распространением христианства на почву античной культуры упало зерно, которое дало росток новому искусству, особенно по своей природе и внешней форме.
Древняя икона — составная часть жизни Церкви Христовой. По самосознанию христиан, эта Церковь не от мира сего, так как ее основатель Иисус Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего». Природа Церкви иная, нежели у земного мира, сущность ее духовна, возвышенна, а миссия на земле — спасение мира и переустройство его ко грядущему Царствию Божшо. Такая надмирность сущности и цели Церкви сообщила и всем внешним проявлениям ее жизни особые формы, совсем не похожие на образы мирские, начиная от внешнего вида храма и кончая самыми малыми предметами церковного обихода. Все в Церкви приведено в соответствие с ее надмирной природой, и все призвано служить ее конечной цели — спасению мира.
Поэтому в церковном искусстве, в частности в изобразительном (а оно занимает значительное место в храме), получила особое направление и содержание та манера, которая обусловила совсем иные формы. Необычность форм как бы напоминает человеку о том, что есть иной мир со своими особыми законами, а наша земная жизнь — лишь прелюдия к жизни вечной.
всякое художественное произведение можно рассматривать с разных сторон, и прежде всего со стороны его содержания и внешней формы.
Чтобы картина на любую тему производила достаточное впечатление на зрителя, художник должен пройти нелегкий путь: в первую очередь ему необходимо научиться не только правильно видеть предметы, нас окружающие, но и освоить методы и приемы отображения увиденного. Когда этот этап будет пройден, у художника, по мере его трудолюбия и таланта, сама собой возникает способность проникать за внешность всего видимого, постигать то, что обычному зрению недоступно, и не только постигать, но и воспроизводить это в ярких и сильных образах: таковы характеры людей, их различные настроения (грусть или радость), дух эпохи, природа и т.п.
Увлеченность, горение мастера — рычаг художественного творчества. Без этого огня не возникает произведение искусства, почему оно и несет на себе неизгладимую печать вкусов, настроений, симпатий и антипатий автора.
Так что же является в картине ее подлинным содержанием? Тема, несомненно, входит в понятие содержания, и именно темы делят все художественные произведения на виды (жанры): пейзаж, портрет, натюрморт и пр. Тем не менее мы знаем, что любая тема может быть понята и разработана разными художниками по-разному. Искусство не ставит для мастера никаких Рамок. Он вполне свободен в решении поставленной задачи, произвольно разрабатывает темы и светские, и религиозные. Следовательно, подлинным и действительным содержанием картины как искусства мирского является настроение автора, его индивидуальность, его душа. Даже приемы и манера письма у каждого мастера свои. На всем печать его личности. Так и говорят о том или ином художнике: «У него свое лицо». В живописи это самое ценное. Конечно, по-человечески, сообразно складу своей души, художник не все из увиденного оценивает правильно, на многое в жизни он может смотреть узко, индивидуально. Поэтому мы наслаждаемся одними произведениями искусства, другие, напротив, вызвать у нас чувства неприятные и даже отталкивающие.
Сугубая субъективность творчества каждого мастера обусловливает необходимость подписи на его произведении, и это вполне естественно, ибо только он так понял то, что написал.
Таково содержание искусства мирского. С внешней же стороны, со стороны формы, всякая картина является окном в окружающий нас материальный мир, пространственный, с хорошо нам знакомыми образами, предметами, природой, лицами. Как отражение души мастера, постоянно ищущей, стремящейся все к новым и новым достижениям, изменчивой в своих настроениях, как зеркало нашей жизни вообще, искусство картины чрезвычайно неустойчиво и по своему содержанию, и в своих внешних формах.
Теперь перейдем к искусству церковному. Как отмечено выше, оно есть часть жизни Церкви, природа которой, по определению, надмирна и жизнь ее течет выше всего земного, колеблющегося, себялюбивого. И этой величественной над-мирностью с самых первых дней существования христианства стали постепенно проникаться все внешние проявления церковной жизни, включая и изобразительное искусство.
Мир духовный, стоящий выше всех измерений материального, невеществен, невидим и обычному восприятию и пониманию недоступен. Человек, погруженный исключительно в жизненную суету, не может проникать в эту таинственную область и тем более черпать из нее какие-либо образы для своего творчества.
А между тем и здесь изобразительное искусство основывается на видении художника. Иконописцу надо как-то прозреть в духовной области, жить в ней, ощущать ее реальность, дышать ее воздухом — молитвой, плениться красотой ее чистоты
Евангелие говорит: «Чистые сердцем Бога узрят» (Матф. 5, 8). Достижение чистоты сердца для христиан есть дело жизни, духовного опыта. Этот опыт незаметно накапливается по крупинке изо дня в день, из года в год через деятельное следование за Христом — абсолютным учителем христиан.
VII Вселенский Собор признает истинными иконописцами святых «отцов церкви», т.е. людей, у которых око духовного видения вполне очищено. Последовав Евангелию, они могут созерцать то, что надлежит изобразить в иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся к исполнителям, мастерам, ремесленникам или иконникам, как их называли на Руси.
Церковное изобразительное искусство своим содержанием имеет православное богословие в целом, соборный духовный опыт отцов, учителей церкви и всех подвижников благочестия. Опыт, проникнутый молитвой, неразрывно связанный с богослужением. Эти духовно просветленные люди руководили делом иконописания, принимая, одобряя, утверждая написанное или исправляя, запрещая и отвергая, если оно не соответствовало духовной истине.
Сообразно с этим до освящения вновь написанной иконы иконописец, который и сам часто бывал подвижником благочестия, совершив свой труд, не делал на иконе надписи, а, как бы не доверяя себе, приносил ее на рассмотрение церковным представителям. И лишь после их утверждения ставилось на иконе имя изображенного, что и было ее освящением тому, кто на ней изображен. Таким образом, древняя икона возникла не из личного воображения и фантазии художника, а через приобщение его к духовному опыту Церкви, т.е. духовному опыту всех предшествовавших поколений чутких к истине и просветленных людей.
Особенность евангельской истины, составляющей содержание церковного изобразительного искусства, требовала и соответствующей формы. Постепенно за первые пять-семь веков истории христианской Церкви была выработана ее соборным разумом особая форма изобразительного искусства, отличная от всякой другой, постоянная, единая, твердая — канон. Форма, призванная выражать не случайность личного мировоззрения художника, а вовек незыблемую вселенскую истину.
Какова же эта форма? Если картина с внешней стороны есть окно в мир вещественный, пространственный, то икона по форме есть также окно, но в мир духовный, невещественный, не имеющий ни времени, ни пространства в нашем понимании. Отсюда плоскостность иконописного образа, нейтральные золотые тона и пр. Этот мир дается в иконе не в свете личного понимания мастера, а в свете общецерковного духовного понимания.
Завещание «отцов церкви» «писать, как писали древние иконописцы» (Стоглавый Собор), не означает, что следует слепо перенимать все их приемы и стиль письма; оно содержит призыв следовать их примеру в деле преображения разума, вживания в Истину, но не копировать только внешность иконы.
Нам известно, как трудились подлинные иконописцы. Древний иконописец готовил прежде всего себя самого к подвигу иконописания через молитву и пост, через послушание своему духовному руководителю, т.е. он готовился через самоотречение для того, чтобы в его святое церковное дело не вторглась человеческая себялюбивая природа и не исказила вечной Истины, чтобы самому приблизиться, насколько возможно, к миру, которого ему предстоит касаться кистью.
И ни один из них не дерзнул подписать созданную им икону своим именем, ибо в ней он не почитал ничего своим: ни содержания, ни формы.
Заметим, что для изображения того, чего «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку», нет ни точных слов на языке человеческом, нет и не может быть точных образов. Поэтому иконное изображение лишь подобие, с одной стороны, мира видимого, а с другой — мира невидимого. Пользуясь образами земного мира, церковное искусство отрешает эти образы от грубой материальности, вещественности, от совершенно неуместной в них возбужденности и случайности настроения художника и подводит к покою вечности, наполняя их в то же время глубиной богословия. Икона — это символ непостижимого.
С внешней стороны иконописный образ прост: плоскость, линии и краски. Но пред этой удивительной простотой и одновременно глубиной церковного образа склонилась в свое время вся изысканность и чувственная красивость языческого изобразительного искусства.
Последующие поколения снова было увлеклись красотой и силой творческой фантазии художественного гения, но с XIX в. возрождается интерес и стремление к непреходящей духовной красоте, простой по форме, но глубокой по содержанию древней иконе.
Согласно самосознанию Православной Церкви (ярко выраженному в понимании сущности иконы выдающимся ученым и богословом VIII в. Иоанном Дамаскиным), икона есть не изображение видимого, но мистическое откровение сокровенного. Она возводит ум к невидимому, нездешнему, духовному.