Икона — это элемент богослужения, средство воздействия на ум человеческий

Унаследованное от Византии древнее понимание задачи иконописи состояло в том, чтобы раскрыть как можно более полно ту историю человеческого спасения, о которой повеству­ет христианское слово и которая лежит в основе христианского вероучения. Именно в решении этой задачи достигли величай­ших успехов русские художники-иконописцы XI—XVIII вв.

Унаследованная древняя традиция давала русским мастерам замечательную свободу. Стремясь передать, постичь столь важ­ное для них содержание, иконописцы не только сохраняли са­му восходящую к Византии художественную систему в целом, но тщательно берегли все сделанное их предшественниками для изображения каждого образа, каждого сюжета, твердо опи­рались на выработанный для этого веками канон. И этот древ­ний, используемый как незыблемая основа канон позволял создателям иконы легко и свободно идти дальше, обогащать образы новыми, невиданными ранее, тончайшими оттенками. Бесконечно разнообразие русских икон одного типа, одного извода — будь то образы Спасителя или Богородицы, праздни­ков или святых.

Чтобы добиться всего этого, древние мастера научились со­единять воедино разделенные во времени движения и поворо­ты людей, свободно использовать пропорции фигур, далекие от присущих им в обычной жизни, строить пространство по зако­нам особой перспективы.

Однако христианская религиозная живопись не исчерпыва­ется иконописью (хотя довольно долго эти понятия почти сов­падали). На протяжении многих веков Библия служила источ­ником сюжетов для всех жанров изобразительного искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и др.). Вели­кие европейские мастера часто обращались к Евангелию и на­ходили в нем темы и сюжеты, имеющие непреходящий обще­человеческий смысл.

Образ Христа, его земной путь, полный испытаний и стра­даний, его проповеди и, наконец, смерть на кресте во имя спа­сения человечества, образы Богоматери, христианских мучени­ков получали в произведениях искусства вневременную фило­софскую глубину. Кроме того, используя образы библейских героев, художники говорили с современниками о важнейших проблемах своего времени.

Обратимся к нескольким наиболее популярным библейским сюжетам и попытаемся показать, как менялась их трактовка ху­дожниками, жившими в различные исторические эпохи.

Многих европейских мастеров привлекал сюжет «Тайной вечери» — последней трапезы Христа с учениками. Достаточно вспомнить итальянских художников Возрождения Леонардо да Винчи, Я. Тинторетто, их предшественников и современников, русского живописца Н.Н. Ге, сюрреалиста XX в. С. Дали, об­ращавшихся к этой теме. В каждом их произведении вырази­лись и конкретная эпоха, и морально-этические представления современников, и темперамент художника.

Искусство, связанное с буддийской религией, во многом отличается от искусства христианских народов. Идеи буддизма о греховности жизни и всего земного, о бесконечных перерож­дениях, которым подвергается всякое живое существо, о не­противлении злу и отрешении от мирских соблазнов для дос­тижения вечного блаженства и высшего покоя — нирваны — воплотились в буддийской мифологии, народных притчах и сказаниях, в философских трактатах, в музыке, в пластических искусствах и культовой архитектуре.

Суть буддийского учения воплощается в скульптурных изображениях Будды, которые могли изменяться в зависимости от типа национальной культуры, эпохи, вкуса общества. Лицо Вели­кого Учителя — существа, достигшего наивысшего предела духов­ного развития, — излучает благочестие и спокойствие, умиротво­ренность; руки его подняты для благословения или поучения. Буд­дийским искусством была разработана сложная символика поло­жения рук и пальцев, в соответствии с которой каждый жест имел определенное значение. Система условных жестов и поз сущест­вовала и в ритуальных храмовых танцах, что давало возмож­ность верующим понимать богослужение-пантомиму, буквально «прочитывая» ее, как читают обычную книгу.

В «Читрасутре» — одном из древних индийских трактатов — приводится беседа между царем Ваджрой и мудрецом Маркандейей, в которой раскрывается взаимосвязь видов буддий­ского искусства:

«Ваджра. О, безгрешный, расскажи мне, как делают изображения богов.

Маркандейя. О, владыка людей, тот, кто не знает должным образом законов живописи, не сможет постигнуть особенностей изображения...

Ваджра. Поведай правила живописи, ибо только тот, кто знаком с правилами живописи, знает, как рассказать о них.

Маркандейя. Без науки танца правила живописи непонятны.

Ваджра. Прошу, расскажи о науке танца, а после ты расскажешь мне о живописи...

Маркандейя. Техника танца трудно доступна тому, кто не знает музыки, ибо без музыки танец вовсе не может существовать.

Ваджра. О, беседующий с дхармой, расскажи о музыке...

Маркандейя. Музыка не может быть понятна без пения..."

Распространение буддизма вызвало строительство много­численных культовых памятников. Среди них выделяются так называемые ступы — культовые сооружения, воспроизводившие структуру Вселенной, которые обычно строились для статуи Будды, или для сохранения реликвий Будды и других буддий­ских святых, или как памятники, сооруженные в честь Учителя. Из Индии эти архитектурные сооружения, несколько видоиз­мененные, проникли на Цейлон, в Бирму, Таиланд, Индоне­зию, Камбоджу, Лаос, Китай, Монголию и Корею.

Одной из древнейших считается ступа в Санчи (250 г. до н.э.). Она представляет собой круглое в плане сооружение, имеющее снаружи форму полусферы, которая увенчана стержнем с дис­ками — «зонтами», символизирующими ступени познания на пути к нирване. Внутри ступы находится реликварная камера для хранения урны с пеплом и других священных реликвий.

Большое распространение в Индии получили стамбхи — буддийские или индуистские памятные колонны, завершаю­щиеся фигурой животного.

В долине священной реки Ганг под Сарнатхом возле Бена­реса находился Парк Газелей. Согласно преданию, именно здесь Будда произнес свою первую проповедь, в память кото­рой в III в. до н.э. и был воздвигнут столб с «Львиной капите­лью» (капитель — верхняя часть колонны или столба между стволом опоры и горизонтальным перекрытием). Сегодня от стамбхи в Сарантхе осталась только капитель из отполирован­ного до блеска песчаника, представляющая собой опрокинутый лотос — символ чистоты побуждений — с четырьмя полуфигу­рами львов. Абака (плита на капители) украшена рельефными фигурами слона, льва, лошади и быка, символизирующих четы­ре стороны света. Между фигурами животных изображено «Колесо Закона», символизирующее учение Будды. Когда в 1947 г. г Индия обрела государственную независимость, «Львиная капитель» стала государственным гербом, а «Колесо Закона» (названное теперь «Колесом Прогресса») было помещено на национальном флаге.

Другой вид культовых памятников буддизма — скальные храмы. Согласно преданию, Будда, призывавший своих ученияков удалиться от суетного мира, читал свои проповеди в тиши­не — под деревом или на краю пустыни. Его ученики стали основывать монастыри в горных местностях, вырубая для этого в скалах пещеры, некоторые из которых превращались в храмы («чатья») или монашеские кельи («вихара»).

Пещерное зодчество Индии — величайшее явление миро­вого искусства и архитектуры. Этот вид монолитной монумен­тальной архитектуры, в котором одновременно синтезирова­лись архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искус­ство, стенопись, развивался с III в. до н.э. по X в. н.э.

Сегодня в Индии существует около 1200 таких пещерных сооружений. Наиболее хорошо сохранился комплекс в Аджанте, в который входят 29 пещер, высеченных над отвесным бе­регом реки Вагхора в период с III в. до н.э. по VII в. н.э. Фаса­ды пещерных храмов украшают статуи Будды и его учеников, высеченные из единого массива скалы. Замечательны и роспи­си аджантских пещер, на которых воспроизведены эпизоды жизнеописания Будды и прежних воплощений Великого Учи­теля. Часто они трактуются как сцены придворной жизни: принцы в роскошных комнатах обнимают жен, принимают гостей, выезжают на охоту или на войну. Здесь можно увидеть улицы древних городов, изображения людей, стоящих у балко­нов, домашней утвари, повозок. Среди аджантских росписей особенно выделяется изображение «Бодхисатвы с лотосом».

Искусство буддизма, следовавшее на протяжении столетий Древним канонам, в то же время активно развивалось и взаи­модействовало со светским искусством. Его эстетическое свое­образие тесно связано с самобытной народной культурой тех стран, в которых буддизм распространялся.

В I в. н.э. буддийское учение стало распространяться в Ки­тае, где оно вскоре приобрело многие черты народных верова­ний. В Китае возникли оригинальные типы культовых сооружений, соединивших индийское зодчество с древнекитайской традицией. Наземные сооружения — пагоды — близки индий­ским ступам и представляют собой своего рода мемориальные Памятники, которые строились рядом с храмами в честь деяний Будды, а впоследствии — и знаменитых паломников. Пещер­ные храмы Китая заполнены скульптурными изображениями буддийских святых; их стены покрыты рельефами и росписями, в которых отображены сюжеты буддийских легенд. В облике святых, в деталях их одежд прослеживаются иконографические каноны, перенесенные с родины буддизма — Индии.

Храмовые пещеры Китая — это высокие гроты, в которых основное пространство занимают гигантские сидящие или стоящие 13—15—17-метровые фигуры Будды, освещенные мяг­ким светом, падающим через вход и световое окно. Таков зна­менитый Будда Вайрочана (Лунмынь, 672—676 гг.), олицетво­ряющий идею космоса и мощь буддийской религии. Вместе с пьедесталом его фигура достигает высоты 25 м. Лик Будды олицетворяет земное спокойствие, полноту дремлющих жиз­ненных сил. Огромное впечатление производят и гигантские величественные фигуры Будд пещерного храма Юньган, кото­рые органично связаны с окружающим их каменистым, диким, выжженным солнцем ландшафтом.

В Японии, помимо храмовых изображений, связанных с традицией буддийской культовой архитектуры, существуют от­дельные гигантские бронзовые или деревянные статуи Будд. Особенно почитаема скульптура Дай-Бутсу (Великого Будды) в Камакуре близ Иокагамы, воздвигнутая в 1252—1256 гг. Вели­чественная фигура высотой 12 м. олицетворяет главную идею буддизма — душевный покой, бесстрастие, самосозерцание. Полузакрытые глаза и загадочная улыбка склоненной головы оставляют впечатление огромной внутренней силы и значи­тельности. Внутри фигура пустая, по специальной лестнице можно подняться до высоты плеч, откуда через небольшие от­верстия открывается прекрасный вид на окрестности.

Иной характер носило искусство мусульманских народов. Ислам, зародившийся в Аравии в начале VII в., распространился в страны Ближнего Востока, Переднюю и Малую Азию, Се­верную Африку, Закавказье, а позднее — в Индию и многие другие государства.

Для судеб изобразительного искусства этих стран огромную роль сыграла иконоборческая тенденция ислама. Первоначаль­но в исламе не было запрета на изображение живых существ, однако в IX—X вв. было сформулировано религиозное установ­ление, запрещавшее изображение божества или человека под страхом наказания в загробном мире. В Коране «кумиры» (вероятно, изображения древних племенных богов) названы «наваждением сатаны». Поэтому в культовых зданиях не раз­решалось помещать изображения людей; только орнаментом украшались Коран и другие богословские книги. В то же время этот запрет способствовал быстрому развитию декоративно-прикладного искусства.

Один из характерных признаков исламской архитектуры — вписанность рукотворных сооружений в окружающую природу. Культовые сооружения ислама — мечети, минареты, медресе (исламские теологические учебные заведения) — подчас дос­тигают исключительной красоты. Огромную роль в мусульман­ской архитектуре играет искусство узора — орнамента — «музыки для глаз». Узор, состоящий из переплетения стилизо­ванных растительных мотивов и различных геометрических фигур, украшавший многие культовые сооружения, получил название арабески. В этот узор органично вплетались надписи, сделанные арабскими буквами, которые сами походили на ор­намент. Арабески имеют открытую композицию и позволяют сплошным ковром узора покрывать любую поверхность — будь то портал мечети, стена или книга. В разработке орнамента мастера достигали изумляющей виртуозности, основанной на точном математическом расчете и одухотворенной художест­венной фантазии.

Одно из важнейших архитектурных сооружений мусульман­ской религии — мечеть («мазджид»). Мечеть состоит из двора («сахн»), обнесенного колонной аркадой («ливан») с несколь­кими входами. Главные части здания — поддерживаемый колон­нами неф — корабль (вытянутое помещение, ограниченное с од­ной или с обеих сторон рядом колонн или столбов) и централь­ный зал, крытый куполом, с нишами для моления («михраб») и Кафедрой («мимбар»). В больших мечетях помимо этого имеется еще и специальная отгороженная часть для женщин.

Один из красивейших древних мусульманских архитектур­ных комплексов — Кубт-Минар в Дели (XIII в.). Минарет со­оружен из красного песчаника, сочетающегося с белым мрамо­ром. Диаметр основания минарета равен 16 м.; его высота в 1794 г. составляла более чем 70 м. Позднее, при восстановле­нии повреждений, его высота была увеличена еще на несколько метров.

В разделе «Религия и искусство» мы смогли обратиться лишь к некоторым теоретическим проблемам взаимопро­никновения этих двух важнейших форм общественного соз­нания и на ограниченном количестве примеров показать некоторые практические аспекты их взаимодействия. И ре­лигия, и искусство обладают уникальной способностью впи­тывать все лучшее, что когда бы то ни было создано челове­ческой культурой. Именно в этом и кроется основная причина их неразрывной связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: