Традиционным показателем развития работника все ещё является карьерный рост (продвижение по службе). Однако практика показывает, что во многих крупных организациях всё большее число руководителей не рассматривает карьерный рост как побудительный: «выше – не всегда лучше!». Когда руководите третьего или четвёртого уровня спрашивают, какая работа была бы лучшей с точки зрения их карьеры, многие из них называют такую должность, как главный менеджер филиала, на которой, по их мнению, они смогут осуществлять управление и влиять на результат. В главном офисе эти же менеджеры чувствуют себя отчуждёнными от клиентов и продукции компании и отделёнными от «действия».
Таким образом, необходимо расширение смыслового содержания понятия «развитие работников»: кроме продвижения по службе компании должна предлагать и другие стратегии развития на работе. Такие способы включают:
Функциональную и/или международную ротацию работы.
Виды деятельности, обогащающие работу.
Участие в работе команд в рамках многонациональных и/или мультикультурных программ.
|
|
Продвижение на профессиональном и/или руководящем уровне.
Возвращение (возможность для работника вернуться на прежнюю должность, если он этого желает).
Профилактические меры аутплейсмента[38] – содействие работнику, которого собираются уволить.
Передача вовне нестратегических корпоративных функций.
Превращение «менеджеров палатки» в «менеджера кемпинга».
Все виды деятельности по развитию ЧР должны быть основаны на принципе равных возможностей, без всякой дискриминации по таким не относящимся к делу социальным признакам, как возраст, пол или национальность. Лозунг компании Pepsi-Cola, например, звучит так: «У нас существует дискриминация только по способностям».
Выделяют четыре фазы развития работников:
Вступительная фаза состоит из найма работников, обладающих потенциалом развития, и быстрого ознакомления их с новыми задачами и условиями работы. Эта фаза должна занимать как можно меньше времени.
Фаза роста, напротив, требует большего времени. Роста можно добиться, предлагая работникам задачи, обеспечивающие цель и интерес и предоставляющие свободу деятельности.
Фаза зрелости включает работников, которые демонстрируют высокое качество работы, но низкий потенциал роста.
Фаза насыщения – качество работы начинает снижаться.
Чтобы избежать этого (фазы 3 и особенно 4), работникам можно предложить две возможности: 1) занять новую должность, на которой они смогут переосмыслить своё положение и таким образом вернуться во вступительную фазу, или 2) с помощью консалтинговой фирмы помочь работнику найти подходящую работу вне организации.
|
|
Виды деятельности по развитию ЧР:
Вступление в организацию.
Переход из категории узкого специалиста в категорию специалиста-универсала.
Переход от технической работы к руководящей.
Переход из состояния полной увлечённости работой в состояние большей озабоченности семейными проблемами.
Переход из состояния «восхождения наверх» в состояние «нисхождения вниз».
Переход от полного рабочего дня к неполному и выходу на пенсию.