Учреждение образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Огонь – одна из фундаментальных стихий бытия. Мифы о происхождении огня – наиболее распространённые, особенно у отсталых народов. Добывание и использование огня – самый наглядный и универсальный признак выделения человека из животного царства. Чаще всего встречается мотив похищения огня. Похищает огонь чаще всего культурный герой.
ОГОНЬ
Другой мотив – мотив прецедента: кто-то научился добывать огонь трением двух деревяшек и с тех пор люди это делают.
В некоторых австралийских мифах происхождение огня связывается с солнцем: люди отбили от него кусочек.
Встречается мотив получения огня от верховного существа или по его доброй воле, или тайком.
Сама техника похищения включает в себя во многих мифах характерную деталь: похититель отвлекает внимание владельца огня при помощи пляски и пения.
Иногда похищение заменено поисками огня в отдалённой стране; добыванием огня с луны, от грома; получением огня в виде выкупа за похищенного ребёнка.
|
|
Во всех мифах о происхождении огня главным действующим лицом является какое-нибудь животное, чаще всего – птица. В некоторых мифах вопросом о том, как добыть огонь, озабочено не одно животное, а все.
Часто действующие лица напоминают типичные образы тотемических предков. Они выступают как олицетворённые (антропоморфизированные) существа.
То, что люди получают огонь от животных или с их помощью, не случайно. Характерная черта мифологического сознания – выведение ситуации из ситуации прямо противоположной, существовавшей некогда: если в реальной действительности обладание огня – один из самых существеннейших признаков, отличающий человека от животных, то в мифах предполагается обратная ситуация – огнём владеют животные.
В некоторых мифологиях огнём владеют женщины, а мужчины получают его позже. Это – отражение реальной действительности, так как у многих древних народов хранительницей домашнего очага является женщина. В некоторых традициях есть намёки о связи огня с половой функцией женщины.
В примитивных мифах сам огонь не олицетворяется: он изображается как простой, чисто вещественный, бытовой огонь (пламя, искры, тлеющая головешка), а олицетворёнными выступают окружающие огонь персонажи – владелец, похититель, даритель.
В сложных мифологических системах мифологизируется и олицетворяется сам огонь, он становится объектом чисто религиозного отношения, а окружающие его персонажи – это просто люди, которые ему поклоняются.
У народов Севера огонь предстаёт в виде женского образа матери огня, хозяйки очага; у якутов и бурят – в виде мужского образа хозяина огня. Это не вообще огонь, а каждый раз свой, домашний, семейный очаг, который нельзя смешивать с огнём чужой семьи.
|
|
Существует мнение, что именно такую хозяйку огня представляли собой известные женские фигурки эпохи палеолита, которых находили в древнейших жилищах вблизи очага – палеолитические Венеры.
Античная мифология олицетворяла неугасимый культовый огонь и огонь домашнего очага (греческая Гестия и римская Веста). Но в греческой мифологии было и другое олицетворение огня – культурного и ремесленного: бог-кузнец Гефест (римский Вулкан).
В античной мифологии мотив похищении огня радикально гуманизирован и окрашен моральной, богоборческой идеей: боги ревниво берегут огонь для себя, а культурный герой Прометей похищает огонь для людей и обучает их им пользоваться (Прометею близок герой грузинского эпоса Амирани).
Теоретическая литература о мифологии огня немногочисленна. Английский учёный Дж.Фрезер полагал, что в мифах отражены три стадии освоения людьми огня:
- люди совсем не знали огня;
- люди научились пользоваться огнём;
- люди научились добывать огонь.
Культ огня и его семантика имеет несколько разновидностей:
· огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями;
· огонь как очищающая и целительная сила;
· огонь как грозная и опасная стихия;
· огонь как домашний очаг, символ и покровитель семьи.
"Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины"
Л.Д. АКУЛИЧ