Типы рыночных ситуаций

Таблица 5.2.

Совершенная и несовершенная конкуренции. Типы рыночных ситуаций.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это ситуация, когда фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции:

а) наличие на рынке множества независимых производителей, причем каждый выпускает малую долю на рынке данного продукта

б) товар должен быть одинаковый с точки зрения покупателя

в) отсутствие входных барьеров мешающих производителя заняться производством данного товара

Барьеры:

1 требование высокой концентрации капитала

2 наличие патента или лицензии

3 закрытый доступ к материальным ресурсам

4 затраты на рекламу

г) полная информированность всех участников рынка

Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда фирмы могут воздействовать на реализацию своего продукта и ведут конкурентную борьбу.

2 метода конкурентной борьбы:

а) ценовая конкуренция – это борьба за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек и соответственно снижением цены.

Б) неценовая конкуренция – это борьба производителей путем воздействия на условие реализации своего продукта:

1) реклама

2) создание заменителей, новизна товаров

К несовершенной конкуренции относятся три рыночных ситуации:

1) чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара, контролируя всю или большую часть рынка данного продукта.

Кроме того, что монополист может воздействовать на цену, монополии присуща ценовая дискриминация – имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам, и эти ценовые различия не являются различиями в издержках производства.

При ценовой дискриминации выполняются условия:

1 продавец должен быть монополистом

2 продавец должен уметь выделять покупателей в отдельные группы, имеющие разные возможности

и готовность платить

2) олигополия – образуется, когда многочисленный покупатель сталкивается с несколькими крупными товаропроизводителями

3) монополистическая конкуренция – характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипную, но несколько различающуюся продукцию.

Основные черты рыночной ситуации. Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Кол-во фирм Множество независимых Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип продукта Стандартизированный Уникальный, не близких заменителей Стандартизированный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

15.Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы, виды.

Основной причиной возникновения монополий является концентрация производства и капитала, которая стала возможной в результате скачка в развитии производительных сил общества и возрастания капиталоемкости производства.

Все это обострило конкурентную борьбу и сделало необходимым создание монопольных союзов.

Расширение масштабов предприятий происходит по 3-м направлениям:

1) горизонтальная интеграция – это слияние 2-х и более компаний занятых в одной сфере производства

2) вертикальный интеграция – слияние разноотраслевых предприятий, связанных единой технологической цепью

3) диверсификация – это объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой

В соответствии с данными видами слияний, монополии бывают:

1) картель – вид соглашения о реализации отдельных видов продукции. Предприятия остаются полностью самостоятельными

2) синдикат – он создается с целью организации совместого сбыта продукции

3) трест – бывает:

а)одноотраслевые – входят предприятия одной отрасли

б)многоотраслевые – разных отраслей

Трест – это объединение предприятий, на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом продукции

4) концерн – многоотраслевая система предприятий, имеющая общую технологию, которые контролируются единым финансовым центром.

5) конгломерат – это объединения, основанные на проникновение в отрасль крупных корпорация. Входят предприятия не связанные между собой

Типы монополий:

1) естественные монополии – формируются на основе технологических потребностей развития производственных сил общества при высокой концентрации капитала. Конкуренция не осуществима.

2) искусственные монополии – возникают на основе сговора и подавления конкурентов

3) случайная монополия – ограниченная во времени, является результатом превышения спроса над предложением.

Целью создания монополий является преодоление отраслевой и межотраслевой конкуренции и получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства.

Средством достижения данной цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

16.Монополия: «за» и «против». Методы регулирования монополии и конкуренции.

Роль в обществе монополий двойственна:

+ монополий:

1) продукция монополий отличается высоким качеством

2) крупные масштабы производства, позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

3) монополия использует достижения НТП.

- монополий:

1) монополия ограничивает выпуск продукции благодаря господству на рынке и созданию монопольной цены

2) в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Факторы, противодействующие монополизации рынка:

1. административные меры (от лица государства) - антимонопольное законодательство – это пакет законов, который препятствует тайным сговорам, направленных на поддержание монопольных цен.

Законы: 1890 г – закон Шермана – 1-й закон который запрещал ценовую дискриминацию. 1914 г – закон Клейтона

2. экономические факторы, свойственные самому рынку:

а) появление товаров заменителей

б) частая смена приоритетных для потребителей товаров

в) интернационализация рынка

В России началом создания антимонопольного законодательства стал «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:

· распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи – не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:

· контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

· контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);

· предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

· финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

· привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение – возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство.

Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений.

Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.

Примером этому могут служить постоянные проблемы, связанные с обеспечением жителей Приморья электроэнергией и теплом, порожденные деятельностью структурной единицы РАО «ЕЭС России» «Дальэнерго».

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры:

· расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей;

· ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации;

· создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

Вопросы для контроля:

1. В чем сущность критерия выделения типов конкуренции?

2. Какие рыночные структуры наиболее характерны для современной рыночной экономики?

3. Что общего и каковы различия между монополистической конкуренцией и олигополией; олигополией и монополией?

4. Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие – незначительной?

5. В чем проявляется двойственная роль монополий?

6. Какие факторы, противодействуют монополизации рынка?

7. В чем заключаются основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: