Концепция экономической добавленной стоимости

Концепция экономической добавленной стоимости (EVA – Economic Value Addet) была разработана специалистами консалтинговой компании Stern Stewart & Co на базе теоретических разработок Ф. Модильяни и М. Миллера и широко применялась в середине 1990-х гг. Проведенные в это время исследования показали, что EVA обеспечивает получение более полезной информации по сравнению с данными учета (например, о бухгалтерской прибыли, рентабельности капитала, темпах роста прибыли на одну акцию) и является единственным показателем, применяющимся для оценки стоимости бизнеса, с момента его создания.

Автор данной концепции С. Штерн на основе показателя EVA разработал концепцию «EVA-based management» – «Система управления на основе показателя EVA». Эта система финансового управления задает единую базу для принятия решений основным и вспомогательным персоналом предприятия и позволяет моделировать, отслеживать, проводить и оценивать принимаемые решения в едином ключе, а именно на основе добавления стоимости к инвестициям акционеров.

Модель EVA развивалась в соответствии с концепцией экономической прибыли, в соответствии с которой стоимость предприятия определяется следующим образом:

где V – стоимость предприятия;

IS – инвестированный капитал;

PVEP – приведенная стоимость прогнозируемой экономической прибыли.

Бесспорным преимуществом EVA является математическая точность. В общем виде формула для расчета EVA выглядит следующим образом:

где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) – чистая операционная прибыль после уплаты налога на прибыль;

С – капитал компании;

WACC (Waited Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала.

В свою очередь показатель NOPAT определяют по формуле:

где EBIT – величина дохода до уплаты налогов и процентов,

Т – ставка налогообложения дохода.

Средневзвешенная стоимость капитала WACC рассчитывается следующим образом:

где EC – средняя величина собственного капитала за период;

LC – средняя величина заемного капитала за период;

r1 – альтернативная стоимость собственного капитала;

r2 – стоимость заемного капитала.

Как и другие финансовые показатели, в процессе анализа показатель EVA можно преобразовать следующим образом:

где ROIC (Return On Capital Employed) – рентабельность продаж по чистой прибыли;

IS – инвестированный капитал;

WACC (Waited Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала.

При этом показатели имеют определенный экономический смысл:

– рентабельность продаж по чистой прибыли;

– длительность оборачиваемости инвестированного капитала.

В свою очередь, показатель NOPAT можно представить в виде:

где СП – себестоимость продаж;

УР – управленческие расходы;

КР – коммерческие расходы;

Н – налоги;

Зпроч – прочие затраты.

В свою очередь, показатель инвестированного капитала можно представить в виде:

ООС – операционные оборотные средства, которые исчисляются как разница между операционными текущими активами (ОТА) и беспрцентными текущими обязательствами (БТА):

ЧОС – чистые основные средства,

ЧПА – чистые прочие активы.

Эта особенность позволяет привязывать создание стоимости к определенным группам работников или подразделениям и таким образом получать критерий дифференцированного вознаграждения за проделанную работу на предприятии.

Концепция EVA не является новой в экономике, но ее стали использовать в управлении затратами относительно недавно. При этом она обладает следующими преимуществами:

- концепция позволяет связать создание стоимости с определенными группами работников, раскрывая потенциал персонала любой организации, что позволяет определить вклад каждого сотрудника в создание стоимости;

- формула расчета EVA позволяет учитывать доходность и риски проектов;

- EVA-корректировки дают возможность избежать расхождения между финансовой отчетностью и реальным положением дел предприятия;

- при выборе инвестиционного проекта, учитывающего размеры предприятия, менеджеру придется учитывать, каким образом это повлияет на стоимость предприятия, сравнивая значение экономической добавленной стоимости до и после реализации проекта.

В то же время EVA-подходу присуще следующие недостатки:

- используется только система финансовых показателей, что ведет к недооценке таких факторов долгосрочного успеха, как знания персонала, информационные технологии, корпоративная культура;

- сложность расчетов;

- жесткая взаимосвязь вознаграждения и показателя EVA может привести к принятию решений, направленные на получение краткосрочной выгоды в ущерб долгосрочной;

- ориентация на краткосрочную, а не на долгосрочную перспективу.

Однако в целом перечисленные недостатки не снижают ценности концепции управления затратами на основе EVA, поскольку она позволяет сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях развития и четко сформулировать стратегические цели с финансовой точки зрения.

Показатель EVA является определенным индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости предприятия, а отрицательная – говорит о ее снижении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: