Концепция экономической добавленной стоимости (EVA – Economic Value Addet) была разработана специалистами консалтинговой компании Stern Stewart & Co на базе теоретических разработок Ф. Модильяни и М. Миллера и широко применялась в середине 1990-х гг. Проведенные в это время исследования показали, что EVA обеспечивает получение более полезной информации по сравнению с данными учета (например, о бухгалтерской прибыли, рентабельности капитала, темпах роста прибыли на одну акцию) и является единственным показателем, применяющимся для оценки стоимости бизнеса, с момента его создания.
Автор данной концепции С. Штерн на основе показателя EVA разработал концепцию «EVA-based management» – «Система управления на основе показателя EVA». Эта система финансового управления задает единую базу для принятия решений основным и вспомогательным персоналом предприятия и позволяет моделировать, отслеживать, проводить и оценивать принимаемые решения в едином ключе, а именно на основе добавления стоимости к инвестициям акционеров.
|
|
Модель EVA развивалась в соответствии с концепцией экономической прибыли, в соответствии с которой стоимость предприятия определяется следующим образом:
где V – стоимость предприятия;
IS – инвестированный капитал;
PVEP – приведенная стоимость прогнозируемой экономической прибыли.
Бесспорным преимуществом EVA является математическая точность. В общем виде формула для расчета EVA выглядит следующим образом:
где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) – чистая операционная прибыль после уплаты налога на прибыль;
С – капитал компании;
WACC (Waited Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала.
В свою очередь показатель NOPAT определяют по формуле:
где EBIT – величина дохода до уплаты налогов и процентов,
Т – ставка налогообложения дохода.
Средневзвешенная стоимость капитала WACC рассчитывается следующим образом:
где EC – средняя величина собственного капитала за период;
LC – средняя величина заемного капитала за период;
r1 – альтернативная стоимость собственного капитала;
r2 – стоимость заемного капитала.
Как и другие финансовые показатели, в процессе анализа показатель EVA можно преобразовать следующим образом:
где ROIC (Return On Capital Employed) – рентабельность продаж по чистой прибыли;
IS – инвестированный капитал;
WACC (Waited Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала.
При этом показатели имеют определенный экономический смысл:
– рентабельность продаж по чистой прибыли;
– длительность оборачиваемости инвестированного капитала.
В свою очередь, показатель NOPAT можно представить в виде:
|
|
где СП – себестоимость продаж;
УР – управленческие расходы;
КР – коммерческие расходы;
Н – налоги;
Зпроч – прочие затраты.
В свою очередь, показатель инвестированного капитала можно представить в виде:
ООС – операционные оборотные средства, которые исчисляются как разница между операционными текущими активами (ОТА) и беспрцентными текущими обязательствами (БТА):
ЧОС – чистые основные средства,
ЧПА – чистые прочие активы.
Эта особенность позволяет привязывать создание стоимости к определенным группам работников или подразделениям и таким образом получать критерий дифференцированного вознаграждения за проделанную работу на предприятии.
Концепция EVA не является новой в экономике, но ее стали использовать в управлении затратами относительно недавно. При этом она обладает следующими преимуществами:
- концепция позволяет связать создание стоимости с определенными группами работников, раскрывая потенциал персонала любой организации, что позволяет определить вклад каждого сотрудника в создание стоимости;
- формула расчета EVA позволяет учитывать доходность и риски проектов;
- EVA-корректировки дают возможность избежать расхождения между финансовой отчетностью и реальным положением дел предприятия;
- при выборе инвестиционного проекта, учитывающего размеры предприятия, менеджеру придется учитывать, каким образом это повлияет на стоимость предприятия, сравнивая значение экономической добавленной стоимости до и после реализации проекта.
В то же время EVA-подходу присуще следующие недостатки:
- используется только система финансовых показателей, что ведет к недооценке таких факторов долгосрочного успеха, как знания персонала, информационные технологии, корпоративная культура;
- сложность расчетов;
- жесткая взаимосвязь вознаграждения и показателя EVA может привести к принятию решений, направленные на получение краткосрочной выгоды в ущерб долгосрочной;
- ориентация на краткосрочную, а не на долгосрочную перспективу.
Однако в целом перечисленные недостатки не снижают ценности концепции управления затратами на основе EVA, поскольку она позволяет сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях развития и четко сформулировать стратегические цели с финансовой точки зрения.
Показатель EVA является определенным индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости предприятия, а отрицательная – говорит о ее снижении.