double arrow

Социально-когнитивная теория личности Альфреда Бандуры

Теория личности Б.Ф. Скиннера

Скиннер один из основателей бихевиоризма. Создал теорию оперантного обучения (оперантного обуславлевания).

Оперант – это модель поведения, закрепляемая с помощью подкрепления.

Личность – это сумма оперантов или моделей поведения.

Скиннер изучал только проблемы поведения. Его не интересовали мотивации, эмоции и т.д. Он считал, что подкрепление бывает позитивным и негативным.

Негативное подкрепление показывает какое поведение не правильно, но не дает модели правильного поведения в отличие от позитивного подкрепления, поэтому наказание может препятствовать развитию личности.

Поощрение предпочтительнее наказания.

Теория Скиннера оказала огромное влияние на психологию (американскую), психотерапию и социальную практику.

Представитель школы бихевиоризма. Теория социального научения. Эта теория отражает признание Бандурой влияние социума на психику человека, а так же большую роль когнитивных процессов в адаптации к среде. В основе адаптации лежат когнитивные механизмы, позволяющие человеку познать мир, самого себя и использовать эти знания для саморегуляции.

Он выделил 5 базовых когнитивных способностей личности:

1. способность к символизации, то есть способность представлять информацию в символичном виде.

Люди могут преобразовывать свой опыт в символы, слова и обобщать его. Польза такого обобщения зависит от качества навыков мышления и доступности информации.

2. способность к опосредованному научению. Это способность приобретать знания и навыки через наблюдения или моделирование.

3. способность предвидения будущих событий. Это способность являться ключевой для мотивации.

4. способность к саморегуляции. Это способность оценивать свои действия сравнивая их с внутренними стандартами.

5. способность к самоанализу. Это способность размышлять о себе, к рефлексии (мыслительный анализ себя).

Все эти способности действуют согласованно. Способности 5, 4 и 3 образуют «Я – концепцию», то есть ядро личности.

Черты личности – это результат приспособления индивида к среде на основе когнитивной переработки данных о среде и о себе. Это результат научения. Механизмами научения является не только внешнее подкрепление, но и наблюдение, подражание и самоподкрепление.

Самоэффективность и самоподкрепление

Самоэффективность – это осознание способности к какой-либо деятельности, обычно приобретенное при реальных успехах в какой-либо деятельности.

Высокая самоэффективность может возникнуть и при низкой самооценке, но они влияют друг на друга. Высокая самоэффективность влияет на коррекцию самооценки.

Люди с высокой самоэффективностью более упорны, оптимистичны, испытывают меньше негативных эмоций.

Самоэффективность – это удовлетворенность собой, позитивное самоподкрепление.

Самоподкрепление является основой саморегуляции.

В социально-когнитиной теории личности Бандуры единицей анализа личности является базовая когнитивная способность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: