Маргинальная культура

Доминирующая культура, субкультура, контркультура

К. любой эпохи обладает относительной целостностью, но сама по себе она неоднородна, предстает перед нами в виде сложного спектра К. тенденций, стилей, традиций. Хотя при этом мы всегда можем выделить ее определяющее начало, доминирующую (господствующую) К.

Доминирующая К. – совокупность К. образцов, кот. принимаются большинством членов общества. Субкультура – целостное образование внутри доминирующей К., отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.

Типология С.: По демографическому критерию – молодежные субкультуры (байкеры, толкиенисты, гопники, ростоманы, готы), по этническому – этнические меньшинства на территории государства, по конфессиональному – религиозные меньшинства и секты, по территориальному – городская и сельская.

Причины существования С. 1. Противодействие стремлению официальной К. заполнить собой всю жизнь общества. 2. Сложность процесса социализации (вхождения в мир господствующей К.). С помощью С. индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества.

С. никогда не стремятся навязать свое господство в К., чаще всего, наоборот, изолируются от др. К. слоев. С. – динамичные элементы К. и могут развиваться независимо от К. ядра. С. обладают стойкостью, но в то же время практически не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры.

В истории К. складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей соц. групп начинают претендовать на универсальность и вступают в конфликт с принципами господствующей К.. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Контркультура - социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, господствующим в конкретной К. Термин введен в 1968 г. для анализа движений «новых левых», хиппи, панков. Позже термин был распространен и на др. исторические К. движения, оппозиционно настроенные к господствующей в то время К.: раннее христианство, романтики и др.

Причны появл-я контрк.:

1. Радикальные сдвиги в К. (христианство возникло при переходе Др. Рима от Республики к Империи, хиппи – при построении потребительского об-ва).

2. Нарушение механизмов социализации,

Значение контрк.: является механизмом К. новаций, мощным катализатором К.-ист. процесса и ядром будущих К. программ.

Эволюция контрк. дв-ий – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию. Они не переделывают мир и не исчезают бесследно, а интегрируются в официальную К. и трансформируют ее.

Маргинальная К. – К. личности или группы, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными К. системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы – индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к др. или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый чел., но М. испытывает такой кризис относительно непрерывно и т.о. превращается в тип лич-ти.

Примеры. Мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков; этномаргиналы (этнические меньшинства); социомаргиналы – группы в процессе перемещения; экономические М. – безработные, «новые бедные»; криминальные М. Наиболее крайний вариантт - группы, отрицающие все К. традиции и соц. нормы (бродяги, наркоманы).

Прчины появл-я:

1. Социально-экономическая трансформация об-ва.

2. Региональные диспропорции эконом-го развития.

3. Развитие СМК и, как следствие, постоянный контакт культур др. с др., миграция.

4. Процессы глобализации и связанное с ним стремление К. 20 в. к универсальности.

5. Несовместимость притязаний личности и эталонной группы.

Для М. личности характерны неустойчивость, внутренний дискомфорт, напряжение, чувство растерянности и беспокойства и соответствующее поведение: повышенная активность (возм. агрессивная) с целью самоутверждения, обретения значимости в социальных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных), либо отрешенность, пассивность. М. личности наиболее восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Кроме того, они не столь привержены групповым нормам и могут выступать против них.

Значение. Сосуществование в М.К. ценностей различных К. дает толчок возникновению новаций. С др. стор., М. могут быть силой, дестабилизирующей К., могут привести к К. эклектизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: