Элитарная, массовая к

Элитарная культурав широком смысле – К. передовой, наиболее активной части общества. Др. определение – К. привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принцип. закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Различают экономическую, политическую, культурную (научная, образовательная, художественная, религиозная и др.) элиты. Главную роль в обществе играет К. элита. Она формирует модели культурного устроения и конструирует признанные смыслы деятельности. Все элиты обеспечивают общественную регуляцию, используя ресурсы общества, сочетая выработку смысловых систем с организационными и принудительными мерами. К. элита не совпадает с политической и может противостоять ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и иск-в при дворе Лоренцо Великолепного; Екатерина П; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е). К. элита объединяется не по экономическим или властным, а по идейным принципам, духовным ценностям. При этом все элиты имеют сходные механизмы селекции, статусного потребления, престижа (например, в науке). Можно говорить и об общих индивидуальных чертах представителей элиты, прежде всего, правда, культурной. Это интеллектуальная увлеченность, нестандартные подходы к решению проблем и переработке информации, интенсивная творческая активность, целеустремленность, подчинение своей жизни выполнению общественно важных гуманистических целей.

Функции Э.К. Выступает как инициативное и продуктив. начало в любой К., выполняя преимущественно творческую функцию. Элита создает К. инновации и таким образом начинает процесс изменения норм и ценностей в К. В дальнейшем элита вовлекает в К. изменения массу.

В 2006 г. на аукционе Sotheby’s картина «№5, 1948» стала собственностью мексиканского финансиста Дэвида Мартинеза за рекордные 140$ млн! Картина была написана американским художником Джексоном Поллоком в 1948 году.

Отношения Э. и М. К. Э.к. сознательно противостоит К. большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой К., разрушая ее шаблоны. Стратегии поведения элиты в отношении к большинству могут быть различными. Наиболее продуктивная – «хождение в народ». «Элита считала себя призванной способствовать повышению К. уровня масс, создавала программы формирования всестороннего развития личности, сама являла образцы К. деят-ти, пропогандировала и поддерживала высокое искусство». Другая – изоляционизм («искусство для и.»).

Ядро Э.К. составляют эталонные новации и классические цен-ти. Э.К. развивается и за счет утопич. программ и оригинальных экспериментов. В то же время Э.К. окружена сложной системой механизмов адаптации своих эталонных образцов к масс. аудитории. При трансляции Э.К. в масс. складываются достаточно унифицир. формы, рассчит. на усредненное воспр-е.

Народная К. Фольклор. В историческом прошлом в значительной мере совпадает с этнической. Затем она обретает ярко выраженную национальную окраску и становится к. определенного социального слоя (прежде всего крестьянскую общину). Такая традиционная Н.К. определяет и нормирует все аспекты жизнедеят-ти общины.

Проявления Н.К.: уклад жизни, формы хозяйственной деят-ти, обычаи, обряды, тип семьи и воспитания, хар-р жилища, одежду, питание, фольклор, предания, отн-я с природой и т.д. В современной ситуации – любительское художественное тв-во.

Если чел-к идентифицирует себя с народом, с его традициями в стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народные формы проведения досуга и т.д., то он явл-ся представителем Н.К.

Особенности Н.К.

- Традиционность – важнейшее кач-во Н.К. Традиции определяют ценности, нормы и смысл Н.К. Кроме того, именно традиция явл-ся социальным мех-мом передачи Н.к. Это значит, что навыки Н.К. передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы.

- Коллективное творчество и след-но, практически отсутств-ет различие м/д творцами и потребителями, зритель очень часто явл-ся активным участником зрелища. Анонимность тв-ва.

- Образная интерпретация опыта.

- Синкретичность.

- В наше время ее общая особенность – непрофессиональный статус, неспециализи-рованный хар-р К. деят-ти. Это не исключает высокий ур-нь мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией.

Профессиональная К. Отличается от Н.К. институциональной формой (специальные учебные заведения для подготовки специалистов), опорой на научные теории, разделением на творца и потребителя. Пример: фольклор – народная лит-ра и система знаний. Отл-ся от профессиональной

Взаимодействие Н.К. и П.К. С выделением П.К. из Н.К. последняя продолжает сущ-ть наряду с П.К. воздействуют на нее и явл-ся одним из ист-ков ее развития. Общие идеи и предельные ценности Н.К. переходят в П.К. Однако затем они могут снова вернуться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью Н.К. Это хар-но для современности. Народная К. - почва, на кот. в дальнейшем возникает и расцветает элитарная К.

Массовая культура. В широком смысле слова – усредненные образцы культуры, культура большинства. В узком смысле слова – особый феномен современной К. Отличается от народной. Народная культура, в отличии от массовой, имеет характер коллективного творчества (массовоую культуру создает группа профессионалов) и не ориентирована на продажу культурных образцов. Народная культура бережно хранит то, что способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию человека, массовая – нет.

Причины появления: индустриализация (крупное производство потребовало объединения людей в массовые производственные коллективы и их компактного проживания на ограниченных территориях, конвейер привел к стандартизации потребностей и мышления, пассивности и одномерности работников), урбанизация (анонимность, стирание этнокультурных различий, формирование «заразительности» и схожести настроений и оценок по типу толпы), появление свободного времени, трансформация сословного в национальное, стремление ко всеобщей грамотности (впервые в истории обязательное образование было введено в Пруссии в 1819, В Англии – в 1870), развитие СМИ, деградация многих форм традиционной обыденной культуры, усиление интеграционных процессов (в том числе и благодаря развитию транспорта и коммуникаций, что уничтожает ощущение расстояния и способствует формированию однородности). Еще одна причина – среда обитания человека стала тотально искусственной (естественная среда – традиционное общество, которое определялось соразмерностью сущностных сил человека и окружающего мира). Вывод: массовая культура – естественное порождение духа времени и состояния общества и в то же время специальное средство организации массового человека с целью управления им. Именно экономические и политические цели направляют использование и развитие массовой культуры.

Характерные черты: в основе идеологии масскульта лежит философия позитивизма. Рыночный (не только продукты культуры – объект продажи, но и сам человек – товар, о человеке судят по деньгам), потребительский характер, примитивизм (приближенность к элементарным потребностям, упрощенность конечного продукта, проблемы воспроизводятся в сглаженной форме и не решаются, в произведении уже предложена оценка, которая порой подсказывается смехом или аплодисментами за кадром), серийность (тиражирование), общедоступность, развлекательность, сентиментальность, аппеляция к либидным инстинктам (в т.ч. примитивизированный фрейдистский способ объяснения поведения, характера, сюжета), с макование насилия и секса (осуществление запретных желаний человека, которые якобы есть у каждого), культ успеха, сильной личности, акцент на визуальное (что ведет к меньшей активности других чувств и способностей, особенно чтения, являющихся более плодотворными для культуры и интеллекта, чтение развивает), фрагментарность, мифологизация действительности, эмпирическая достоверность и даже натуралистичность изображения фактов (но только их) – показ всех деталей убийства, нюансы полета самоубийц с крыши, детали земных и космических чудищ, как тошнит, как ходим в туалет и т.д.. Превращает смысл, символ в знак, форы – в зрелища.

Механизм воздействия. М.к. манипулирует базовыми образами, связанными с актуализацией архетипов, элементарными докультурными реакциями и импульсами масс людей (подсознательные эротические силы, желания господства, инстинкт разрушения и агрессии), использует лучшие достижения технологии (даже в большей степени, чем элитарная) и науки - социология, психология, менеджмент, политология. М.К. связана с обычаями престижного, показного потребления (желание обрести социальный статус ч/з приобретение вещей референтных групп).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: