Функции. -Универсализация трансляции опыта и ценностей

-Универсализация трансляции опыта и ценностей;

-Стандартизация норм поведения и потребностей;

-Создание способов трансляции знания и опыта, максимально понятных, адаптированных к обыденному восприятию мира;

-Защита от нарастающего потока информации;

-Создание иллюзии жизни. В продуктах массовой культуры зритель ищет фантазии, возбуждения, действия, которых так не хватает в размеренной скучной повседневности. Собственную жизнь потребитель не столько проживает, сколько имитирует стереотипы, предлагаемы масскультом.

-Управление (манипуляция) социальными группами. Сохранение общества через сохранение господствующих ценностей. С.54. «Ценности отражают интересы власти, а структура их воспроизводится информационным полем, создаваемым системой СМИ, в результате поддерживается непрерывность власти».

-гипертрофия компенсаторно-развлекательной и узко понимаемой социализирующей функций культуры.

Основные направления:

1. Индустрия детства (детская лит-ра и иск-во, промышленные игрушки и игры, детсады, клубы, лагеря, технологии коллективного воспитания). Цель – универсализация и стандартизация воспитания.

2. Школа. Цель – та же и еще упрощение знаний и опыта

3. СМИ. Трансляция информации и ее разъяснение в интересах заказчика. Западные центры и агенства заставляют потребителей видеть весь мир глазами этих агенств (до 80% информации – из ведущих стран). В последнее время (Фиске) утверждается, что ТВ, где аудитория выступает активным субъектом производства значений, становится областью сопротивления властным стратегиям доминирующих групп.

90-е – новый этап развития СМИ, для которого характерны непредсказуемость, высокая скорость внедрения технологических новаций, приоритет новых форм электронных медиа., распространение спутникового и кабельного ТВ, рост числа каналов. «В результате возникает ситуация, когда на место более или менее целостного, единого просмотра той или иной передачи приходит «зэппинг» - постоянное переключение каналов, что создает ситуацию одновременного просмотра большого количества передач». В США реклама от фильма не отделяется даже специальной картинкой или звуковым сигналом. ТВ опыт наиболее ярко отражает новый тип культуры, который Вильямс назвал мобильной приватизацией – сочетанием глобальной мобильности человека и его стремления к созданию своего интимного мира. Для ТВ характерна интертекстуальность, самореференциальность – тексты ТВ создают впечатление, что мир телеэкрана и есть реальность.

4. Система идеологии и пропаганды. Формирвоание, контроль, манипуляция политическим сознанием в интересах правящих элит.

5. Массовая социальная мифология (национал-шовинизм, истерический патриотизм, социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания), упрощающая систему ценностей и эмоций до оппозиции «наши - не наши», замена сложного анализа явлений простым, часто фантастическим объяснением (инопланетяне и т.д.), что освобождает людей усилий мысли и дает выход эмоциям в самом инфантильном варианте. «Миф успеха», утверждающий, что в современном обществе все люди независимо от происхождения имеют равные шансы на успех. С целью убеждения в этом создаются романтизированные кино- и телебиографии известных людей, которые добились успеха, «сделав себя сами». М.к., с.113. («Бонни и Клайд»). Сюда же относится приближение реальных звезд политики, экономики, шоу-бизнеса к простому обывателю. Для этого показывают, что «богатые тоже плачут», у них тоже есть проблемы, им свойственны слабости обычных людей (выносится на обозрение личная жизнь звезд, их тайные пристрастия и пороки). Великие люди снижаются до собственной малости обывателя. Таким образом, между социальными слоями нет непреодолимой границы. Сюда же относится «миф Золушки», где бедная, скромная, честная девушка с помощью трудолюбия, обаяния добивается успеха сама или выходит удачно замуж («Просто Мария», «Красотка», «Москва слезам не верит»). «Миф простого парня», о простодушие и искренность которого разбиваются все козни. «Мифы утверждают в массовом сознании идею необходимости скромно жить и работать, терпеливо ждать и надеяться на непременную удачу». М.к.,с.113. «Миф супермена», силой бицепсов, насилием и жестокостью достигающего торжества справедливости и остающегося при этом благородным и добрым («Ее звали Никита», «Универсальный солдат», Рэмбо, романы С.Шелдона, Горец, Терминатор, Джеймс Бонд, Бэтмен). «Миф о справедливости». Каждый обыватель выбирает тот миф, который ближе и роднее его мечте о счастье. «Социальные мифы масскульта так сильно действуют на массовго человека, потому что они воплощают его мечты и тайные надежды, которые кажутся столь достижимыми. С одной стороны, уровень притязаний резко возрастает, ведь каждая Золушка может стать принцессой, что, безусловно, стимулирует проявление социально-психологической энергии развития общества. С другой стороны, те, кто не смог реализовать свою мечту, должны винить в этом тольуо себя, их разочарование превращает в апатичных, пассивных». М.к., с.123.

6. Массовые политические движения (партии и молодежные организации, митинги, демонстрации и т.д.), цель которых – вовлечение мало понимающего смысл происходящего населения в политические акции. Эмоциональное участие в прочтении политического текста заменяет активную политическую деятельность. Продолжительный просмотр информационных программ делает даже весьма интеллектуальных зрителей более гомогенными во мнениях.

7. Система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия). Цель – формирование стандартов интересов и потребностей и управление ими, массовая имитация элитных образцов, превращение потребления в самоцель сущестования.

8. Индустрия формирования имиджа (физкультура, культуризм, аэробика, лекарства и услуги по изменению внешности), стандартизация внешнего вида, форм-е нации потенциальных воинов. Затраты преуспевающих фирм на реальное производство сегодня составляют 20%, а 80% затрачивается на имидж, поддержание престижа торговой марки.

9. Индустрия интеллектуального досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, научно-просветительские учреждения и все научно-популярное, интеллектуальные игры, кроссворды). Цель – приобщение людей к науке и искусству, творчеству, развитие общей эрудиции, исправление нравов в духе просвещенческого «прогресса через знание». Словари, справочники, энциклопедии, катлоги, электронные банки информации, рассчитаенные на неспециалистов.

10. Индустрия досуга: Игровые комплексы разного рода: игровые автоматы, приставки, компьютерные игры и т.д. Мас.худ.к. (приключ., фантастич. лит-ра, аналогичное кино, карикатура, комиксы, оперетта, эстрадная, рок-, поп-музыка, разговорные жанры эстрады, шоу-индустрия, массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, эротические шоу), туризм. Цель – адаптация «высокого» иск-ва к запросам массового потребителя, достижение эффекта релаксации.

Массовая культура внутри себя неоднородна. Наиболее негативное, низкокачественное ее проявление – китч.

"Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой" (Ф.Ницше).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: