Наиболее общие концепции К. д

Наиболее существенным является само превращение человека из творения культуры в её творца. В этом превращении – сущность функционирования культуры. Культура движется по спирали, постепенно расширяя своё пространство, а значит – играя всё большую роль в жизни человека.

Семья. Как определённая структура совместного существования, семья возникает уже у животных, так как она создаёт оптимальные условия для выращивания потомства. Семья у людей изначально складывается на той же основе и для тех же целей, но потом видоизменяется: семья становится долговременной, прочной системой, и её задачей является не только физическое делопроизводство, но и процесс его очеловечивания. Семья – модель общества, микромир социального макромира. Семья имеет два измерения: социально-структурное и историческое.

Культура художника». Доминирующая форма деятельности – художественная. Однако роль художественной доминанты определяется не формально (профессией), а тем, какой ценностью обладает для личности художественное творчество.

В культуре сложились два основных института формирования человека –

  • С одной стороны, семья объединяет представителей обеих сосуществующих представителей человечества – мужчину и женщину; с другой – семья объединяет представителей сменяющих друг друга поколений – родителей и детей.
  • Кроме того, в семье реализуются две формы связи человека с человеком – коммуникация и общение, так как семья передаёт информацию, но и делает отправителя и получателя одновременно равными партнёрами, которые свободно, на основе любви и уважения участвуют в диалоге, общении.
  • Семья – идеальная модель организации человеческого общежития, так как это «единство в многообразии».
  • Семья соединяет две главные функции общества: она стремится сохранить свою стабильность и одновременно – видоизменить своё бытие, обогащая его новыми качествами.

Таким образом, семья формирует человека как существо индивидуальное и социальное. Семья является источником, созидательной основой, исходной человекотворческой силой культуры.

2. Школа. В отличие от семьи возможности школы в процессе формирования человеческой индивидуальности ограничены. Причин этому несколько:

  • в школу приходят дети с уже сложившимися основами личности, она имеет дело с уже в некоторой степени очеловеченным человеком. Всё, что ребёнок получает в школе, он неизбежно сравнивает с тем, что он получил и получает в семье.
  • Основная задача школы – обучающая.
  • Учитель не может работать индивидуально с каждым учеником.

Таким образом, принципиальное отличие семьи и школы состоит в том, семья в большей степени индивидуализирует человека, а школа его социализирует.

Жизнь человека складывается на скрещении трёх детерминант – природной, социальной и культурной. Поэтому биография каждого человека уникальна, и уникальность обеспечивается не только природой, как иногда полагают, а главным образом – культурой.

1. Циклическая модель социокультурной динамики (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Каждый культурный тип имеет свою специфику, которая не передается другим культурам. Но при этом все культуры проходят в своем развитии одни и те же стадии. Так, Тойнби считал, что развитие локальных К. (цивилизаций) проходит 5 последовательных стадий развития (возникновение, рост, надлом, разложение, гибель). Данилевский: длительный период роста; культурного и политического самоопределения; цветения и плодоношения; гибели.

Концепция «вызов»-«ответ» Тойнби. В работе «Постижение истории» ученый анализирует процессы зарождения, роста и упадка цивилизаций. Их возникновение связано с присутствием в обществе творческого меньшинства, зависит от окружающих условий, которые должны быть не слишком благоприятными, но и не слишком неблагоприятными. Механизм рождения и развития цивилизации связан с вызовом обществу, который постоянно бросает ему природное и социальное окружение (суровый климат, частые землятресения или наводнения, войны, культурная экспансия и т.д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Рост цивилизации есть процесс ее внутреннего самоопределения и самовыражения общества, возвышение его системы ценностей и усложнение технологий. В это время ответы творческого меньшинства на вызовы среды неизменно успешны. На стадии упадка творческое меньшинство уже не способно справиться с вызовом среды в силу недостатка созидательной силы, а большинство перестает копировать поведение элиты. Как следствие, происходит утрата социального единства. Для удержания своего прежнего положения господствующая элита вынуждена прибегать к насилию. В ответ растут движения протеста внутреннего пролетариата и нападения внешнего.

2. Волновая модель (Сорокин). Согласно Сорокину, общество в своем развитии может переживать волны роста и упадка и даже распадаться, а позже возродиться вновь. К. развивается посредством волнообразного движения от идеационального (умозрительного) к чувственному типу через переходный идеалистический или эклектичный тип.

3. Эволюционная модель рассматривает динамику К. как необратимые изменения, приводящие ко все большему усложнению первоначальной «зародышевой» формы К. явления. Однолинейная Э. (Тайлор, Маркс): рассматривают развитие К. как прохождение стадий дикость, варварство, цивилизация. Многолинейная Э. признает множественность путей социокультурного развития. Современные исследователи выделяют два Э. потока – общую и специфическую К. эволюцию (процесс адаптации отдельных К. к специфическим условиям).

4. Теория «К. взрыва» (Лотман). Существует период развития К., связанный с накоплением, и «взрыв» или революция, связанная со скачкообразным качественным изменением К.

Поскольку формы динамики и коммуникации могут классифицироваться по-разному, смотрите часть, выделенную голубым, по диагонали. Главное внимание – конспекту лекций. Он соответствует рабочей программе и вопросам к зачету.

Формы К. преобразований:

1. Прогресс – процесс последовательного усложнения структуры социокультурной системы с одновременным усилением ее дифференцированности и специализации подсистем. Критерии прогресса К.: эффективность технологий регуляции, коммуникации с т.зр. решения ими задач повышения и поддержания интеграции общества и поддержания механизмов накопления и трансляции опыта. Увеличение внутреннего разнообразия в системе как критерий прогресса.

2. Регресс – переход от высшего к низшему: процессы деградации, понижения уровня организации, утрата способности выполнять определенные функции. Отдельные регрессивные изменения могут происходит в рамках общего прогрессивного изменения системы. С др. стор., нарастание регрессивных изменений системы в целом может сохранять прогресс некоторых ее частей. Пример. Русская культура начала 20 в.

3. К. застой – топтание на одном месте.

4. К. запаздывание – процесс развития К., когда она пытается освоить достижения др. К.

Механизмы К. д.:

1. Эволюция – частичные постепенные направленные и необратимые изменения К. явлений.

2. Революция – радикальное качественное изменение ядра К., связанное с прерыванием коренной ломкой традиций.

3. Реформа – сознательное организованное изменение отдельных сторон и явлений К., не предполагающее отказа от базовых ценностей.

КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Взаимодействие культурнепосредственные отношения и связи, которые складываются между К., а также те влияния и изменения, которые появляются в ходе этих отношений. В отличие от К. контактов, К. взаимодействия затрагивают глубокие уровни К.: систему ценностных ориентаций, образ жизни, язык, искусство, религию.

Виды К. взаимодействия:

1. К. экспансия (К. империализм) – принудительное взаимодействие К., когда культура-донор силой навязывает свои ценности К.-реципиенту. Др. определение: К. империализм – это использование политической и экономической власти, одностороннего потока информации для возвышения и распространения ценностей и обычаев иностранной К. за счет К. др. нации. Формирование местной элиты, которая должна способствовать утверждению ориентаций К.-донора. Пример: эпоха эллинизма, римские завоевания; расширение Московской Руси. В современном обществе большую роль в КЭ играют транснациональные корпорации (ТНК), СМИ, масскульт, сфера образования и благотворительные фонды. «Воплощая в себе тенденцию к социокультруной универсализации, основанной на рациональной организации собственно производственной сферы, ТНК способствуют обесцениванию той социокультурной среды, в которой они действуют».

2. К. диффузия – пространственное распространение К. достижений одних обществ в др. Заимствование К. достижения, возникшего в одной К. др. К., распространение К. Заимствования используются тогда, когда Ц. неспособна решить проблему, исходя из собственных ресурсов. Поэтому диффузия носит избирательный хар-р (мы принимаем европейскую кухню, но не принимаем протестантизм). Так, исламская К. в своем становлении заимствовала административные и политические формы Персии, логику и философские идеи античности, идеи из медицины, математики, астрономии Индии. Но не проявила интереса к их технологиям и религии. Но сегодня ситуация глоаблизации приводит к тому, что К. заимствования становятся трудным и разрушительным процессом. Это происходит потому, что принципы отбора элементов определяются уже не собственным К. развитием, а внешним давлением, сочетанием обстоятельств.

3. Диалог К. - взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Одна культура проникает в др, делая ее богаче и универсальнее. Важность взаимообогащения культур вытекает из идеи, что бедные по содержанию К. имеют меньше творческих шансов и создают менее значительные К. системы.

4. К. конфликт – Пример. В 20 в. взаимодействие Запада и Востока выступает в форме К. конфликта. С нач. 20 в. как в науке, так и в идеологических построениях незападных обществ (М.Ганди) развертывается радикальная критика воздействия Запада на Восток. Запад осуждают прежде всего за индивидуализм, потребительство, погоню за наживой. Подчеркивается, что привносимые Западом ценности диаметрально противоположны местным, означают разрыв с местными традициями.

5. Симбиоз – минимальное взаимодействие, при соединение разных котором К. элементов не приводит к возникновению нового К. качества, каждый из участников контакта остается самим собой.

6. Синтез - взаимодействие, в котором рождается нечто качественно новое, отличное от первоначальных составляющих данного процесса.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ И ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

В реальности культура предстает в виде разнообразных, крайне разнородных систем ценностей, верований, обычаев, характерных для различных эпох, народов, социальных групп. Возникает вопрос. Можно ли за всем этим многообразием усмотреть универсальные нормы и ценности, можно ли говорить о существовании единой общечеловеческой культуры? Вопрос это не праздный. Ведь если не существует единого поля человеческой культуры, то невозможным становится взаимопонимание и эффективное взаимодействие между локальными культурами, проблематичной оказывается сама возможность культурного развития. В связи с этим в культурологии возникает потребность в типологии культуры. Типология (от греческого typos – «отпечаток», «форма», «образец») – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.

Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия, который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько. Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: