Методы обучения учащихся конструированию. Алгоритмические методы ТТУ

Алгоритмические методы ТТУ.

Литература к лекции 2

Контрольные вопросы

1. Каковы основные формы организации внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству учащихся?

2. Каково содержание индивидуальной работы с юными техниками?

3. Какие формы организации технического творчества учащихся относятся к групповым?

4. Каковы основные типы кружков технического творчества учащихся? Приведите примеры.

5. Чем отличается характер творческой деятельности УКБ от ПО ОО “БОИР”?

6. На какие две группы можно условно разделить массовые формы технического творчества учащихся?

7. Какие массовые мероприятия по техническому творчеству учащихся относятся к наиболее комплексным? Раскрыть на конкретных примерах.

8. Как организуются и проводятся информационно-обучающие и состязательно-итоговые массовые мероприятия в школах и внешкольных учреждениях?

9. Какова взаимосвязь индивидуальных, групповых и массовых форм организации технического творчества учащихся в системе учебной и внеурочной работы.


1. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учеб.-метод. пособие - М.: Высш. школа., 1989. –
72 с.

2. Деркачёв А.А. Внеклассная работа по техническому труду: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1986. - 176 с.

3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-метод. пособие для студентов технолого-эконом. (технологии и предпринимательства) факультетов педвузов и педколледжей, учителей технологии. - Курск: КГПУ, 1998. - 321 с.

4. Колотилов В.В. Внеурочная работа по технике. - Киров: КГПИ, 1989.-160 с.

5. Пархоменко В.П. Основы технического творчества: Учеб. пособие. - Мн.: Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне", 2000. - 148 с.

6. Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности: Учебно-метод. пособие. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. - 189 с.

7. Прядехо А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков. - М.: НИИ ТО и ПО, 1990. - 218 с.

8. Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. - Мн.: ООО "Этоним", 1995. - 384 с.

9. Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. И.В.Лёхина, Ф.Н.Петрова. – М.: ЮНВЕС, 1996. – 832 с.

10. Техническое творчество учащихся: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Ю.С.Столяров, Д.М.Комский, В.Г.Гетта и др.; Под ред. Ю.С.Столярова, Д.М.Комского. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. - Мн.: Універсітэцкае, 1998. - 560 с.

12. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. - Мн.: Тэхналогiя, 2000. - 326 с.


Лекция 3 (16 ч): «МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙ ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

3.1. Ассоциативные методы ТТУ.

технических устройств

3.1. Ассоциативные методы ТТУ

Первоначально учащиеся должны изучать ассоциативные методы первой группы в рекомендуемой последовательности:

1) метод проб и ошибок (МПО), заключается в том, что изобретатель при поиске решения задачи перебирает всевозможные варианты и среди них находит тот, который удовлетворяет поставленным требованиям;

2) метод использования случайностей (МИС), состоит в том, что исследователь в своей изобретательской деятельности опирается на различного рода стечения случайных обстоятельств, изучение и анализ которых способствует возникновению новых способов решения творческих технических задач;

3) метод конференции идей (МКИ), предусматривает предложение максимального количества идей по определённой проблеме участниками широкой аудитории;

4) метод музейного эксперимента (ММЭ), ориентирован на реконструирование и изобретение новых объектов техники после посещения музеев;

5) метод контрольных вопросов (МКВ), состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов;

6) метод фокальных объектов (МФО), заключается в том, что признаки несколько случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию;

7) метод гирлянд случайностей, ассоциаций и метафор (МГСАМ), основан на использовании большого числа сочетаний конструируемого объекта со случайными. Расширение этих сочетаний осуществляется при помощи синонимов объекта;

8) метод "мозгового штурма" (ММШ), состоит в том, что поиск решений технических задач проводит коллектив, состоящий из "генераторов" (предлагающих большое количество разнообразных идей) и "экспертов" (дающих критическую оценку выдвинутых идей);

9) метод синектики (МС), заключается в генерировании изобретательских идей на сессиях синекторов (5-7 человек) под общим руководством одного человека, который посвящён в конкретные условия решаемой задачи и оценивает целесообразность возникающих идей;

10) метод морфологического анализа (ММА), предполагает выделение характерных для технической системы структурных или функциональных морфологических признаков, которые располагаются в специальных таблицах (морфологическом ящике или матрице);

11) метод "чёрного ящика" (МЧЯ), основан на анализе внутреннего устройства технической системы при условии когда известны её входные и выходные величины.

В процессе развития общества каждое поколение овладевает социальным опытом. Основными его элементами являются знания о мире (природе и обществе, науке и технике) и деятельности человека в нём. Большое значение принадлежит процессу творчества, являющемуся высшей формой человеческой активности в научной, художественной и технической деятельности.

Техническое творчество может быть рассмотрено в двух аспектах: результативном и процессуальном. Результаты труда отличаются степенью субъективной и объективной новизны, которая определяет открытия, изобретения и рационализаторские предложения. Процессуальный аспект каждого вида творчества характеризуется тремя ключевыми этапами: замыслом, поиском и реализацией.

Главные трудности этапов замысла и поиска в творческом процессе исследователи связывают с бессознательной работой человека. Я.А. Пономарёвым [62] экспериментально получен факт неоднородности результата действий человека - наличие в этом результате прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов деятельности мозга. Момент догадки, открытия и внезапного решения переживаются индивидуумом в виде особо ярких состояний сознания и описываются в психологии как “инсайт” - акт творческого озарения. Неожиданное новое решение возникает в основном в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчества.

На всех стадиях развития технического творчества применяется множество различных методов его организации. Они базируются на объективных закономерностях, открытых наукой, и являются основой создания неизвестных решений. Систематизация и классификация этих методов должна осуществляться с соблюдением ряда дидактических принципов: доступности, наглядности, последовательности и др.

Учёт дидактических основ организации технического творчества позволяет по характеру деятельности учащихся условно разделить методы поиска решений творческих задач на две основные группы: ассоциативные и алгоритмические.

Ассоциативные методы базируются на двух общих механизмах – ассоциативном мышлении и заведомо случайном характере поиска учащихся. Они направлены на использование в творческой технической деятельности связейассоциаций, возникших между психологическими образованиями (восприятиями, осмыслениями, ощущениями и др.) при определённых условиях. К ним относятся: метод “проб и ошибок”, метод использования случайностей, метод конференции идей, метод музейного эксперимента, метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей, ассоциаций и метафор, метод “мозгового штурма”, метод синектики, метод морфологического анализа, метод “чёрного ящика”.

Суть метода “проб и ошибок” заключается в том, что изобретатель при поиске решения задачи перебирает всевозможные варианты и среди них находит тот, который удовлетворяет поставленным требованиям. Недостатком является то, что нельзя разработать методику его использования. При решении каждой новой задачи исследователю приходиться действовать по-новому. Поэтому метод “проб и ошибок” трудоёмкий, а его применение не гарантирует успешного решения задачи.

Метод использования случайностей, состоит в том, что исследователь в своей изобретательской деятельности опирается на различного рода стечения случайных обстоятельств, изучение и анализ которых способствует возникновению новых способов решения творческих технических задач.

Метод конференции идей предусматривает предложение максимального количества идей по определённой проблеме участниками широкой аудитории;

Метод музейного эксперимента ориентирован на реконструирование и изобретение новых объектов техники после посещения музеев;

Метод контрольных вопросов (А. Осборн, Т. Эйлоарт, Д. Пирсон, Д. Пойа и др.) состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов (контрольных вопросников);

Метод фокальных объектов (Ч. Вайтинг) заключается в том, что признаки несколько случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию;

Метод гирлянд случайностей, ассоциаций и метафор (Г.Я. Буш) основан на использовании большого числа сочетаний конструируемого объекта со случайными. Расширение этих сочетаний осуществляется при помощи синонимов объекта;

Метод "мозгового штурма" (А. Осборн) состоит в том, что поиск решений технических задач проводит коллектив, состоящий из "генераторов" (предлагающих большое количество разнообразных идей) и "экспертов" (дающих критическую оценку выдвинутых идей);

Метод синектики (Дж. Гордон) заключается в генерировании изобретательских идей на сессиях синекторов (5-7 человек) под общим руководством одного человека, который посвящён в конкретные условия решаемой задачи и оценивает целесообразность возникающих идей;

Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки) предполагает выделение характерных для технической системы структурных или функциональных морфологических признаков, которые располагаются в специальных таблицах (морфологическом ящике или матрице);

Метод "чёрного ящика" основан на анализе внутреннего устройства технической системы при условии когда известны её входные и выходные величины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: