Вариант I
III. Тестовый контроль знаний
II. Упражнения и задачи
Контроль знаний
I. Вопросы для самопроверки:
1. Какие теории происхождения сознания вы знаете?
2. В чём суть эволюционной теории происхождения сознания?
3. Что означает термин «отражение»?
4. Какие философские подходы к проблеме сознания вы знаете?
5. Как понимают сознание объективные идеалисты?
6. В чём проявляется такой признак сознания как активность?
7. Какие составляющие можно выделить в структуре сознания?
8. Что такое самосознание?
9. Что такое бессознательное?
10. Что такое «архетип»?
1. В. И. Ленин на полях конспекта книги Гегеля «Наука логики» заметил: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Как понимать положение о том, что сознание творит мир?
2. Сознание, доказывает материалистическая философия вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?
|
|
3. Обладает ли сознанием только что родившийся ребёнок?
4. Приведённые ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого вами деления: мозг, мышление, идея, понятие сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.
5. Говорят, что человек – самое несчастное из животных, поскольку осознаёт свою смертность. Считаете ли вы, что животные более счастливы в этом плане?
1. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облака и интересов, ценностей, мотивов поведения:
а) самосознание;
б) память;
в) внимание;
г) психика
2. Какой подход трактует происхождение сознания таким образом: «…сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку»:
а) человеческий;
б) механистический;
в) космический (божественный);
г) биологический
3. Способность живых организмов моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие ситуации:
а) психическое отражение;
б) сознание;
в) раздражимость;
г) чувствительность
4. Подход к проблеме сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение:
а) умеренный материализм;
б) физикализм;
в) солипсизм;
г) объективный идеализм
5. Идеальность сознания – это:
|
|
а) особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы;
б) направленность сознания на предмет;
в) способность творить и воспроизводить идеи;
г) способность сознания предвидеть результаты того или иного изменения
6. Соотнесите свойство сознания и его характеристику:
1) Идеальность; а) особая, нематериальная сущность сознания, способность создавать идеальные образы;
2) Целенаправленность; б) направленность сознания на предмет;
3) Идеаторность; в) способность творить и воспроизводить идеи;
4) Интенциональность г) способность сознания предвидеть результаты того или иного изменения
7. Эмоциональное состояние, которое придаёт определённый эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, мыслям и действиям человека:
а) знание;
б) внимание;
в) чувство;
г) настроение;
д) аффект;
е) воля;
ж) воображение;
з) фантазия;
и) память
8. «Плод» воображения, отличающийся большей силой и выразительностью образов:
а) знание;
б) внимание;
в) чувство;
г) настроение;
д) аффект;
е) воля;
ж) воображение;
з) фантазия;
и) память
а) Ф. Шеллинг;
б) З. Фрейд;
в) Ж. Шарко;
г) К. Г. Юнг
10. Высшая инстанция в структуре психики человека, выполняющая роль внутреннего цензора:
а) Я;
б) Оно;
в) Сверх-Я;
г) Супер-Эго