double arrow

Тема 18. Философия культуры



Дополнительная

Основная

Литература

Какие религии являются монотеистическими?

Какая книга является источником вероучения в христианстве?

а) Библия;

б) Коран;

в) Веды;

г) Трипитака

а) буддизм, христианство, иудаизм;

б) иудаизм, христианство, ислам;

в) буддизм, конфуцианство, индуизм;

г) индуизм, даосизм, синтоизм


1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Митрохин Л. Философия и религия. М., 1993.

2. Фейербах Л. Сущность христианства. М., 1990.

3. Франк С. Л. Непостижимое//Сочинения. М. 1990.

4. Философия и религия на зарубежном Востоке в XX веке: Сборник статей/АН СССР, М., 1992

5. Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994


 
 


Вы будете изучать:

  • содержание понятия «культура» как сферы жизнедеятельности человека;
  • сущность феномена культуры;
  • структуру культуры
  • основные функции культуры и результаты их действия

Цели темы:




  • определить место и роль культуры в жизни человека и общества

После изучения темы вы сможете:

§ определять роль культуры в современном обществе

  • определить перспективы развития культуры в наше время
  • разбираться в структуре и функциях культуры

Слово культура – одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к её изучению. В самом общем смысле под культурой чаще всего понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово «культура» появилось в латинском языке (cultura – возделывание, уход) и первоначально относилось к обработке земли. Римский оратор Цицеронвпервые применил слово культура в переносном значении для характеристики человеческого мышления: «Философия есть культура ума». Понятие культура соотносится с другими понятием «натура» (natura – природа) и противопоставляется ему. Человек, преобразуя природу, создаёт культуру, при этом он формирует и самого себя.

В наше время культуру изучает целый ряд наук: история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т.д. Каждая из этих наук выбирает свой ракурс в изучении культуры, исследует одну из составляющих культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социология – культуру социальных отношений). На рубеже XIX – XX вв. возникла даже специальная наука о культуре – культурология, поставившая перед собой задачу изучения уже не отдельных элементов культуры, а культуры как системы. Ситуация диалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социальных и гуманитарных наук, сохраняет своё значение философский анализ культуры. Философия культуры давно уже стала необходимой органичной составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.



В истории философии культуры можно выделить три главных этапа.

Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. культура как специфическое явление не становилась специально предметом изучения. Однако независимо от того, пользовались ли мыслители разных эпох понятием культура или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждаемые проблемы оказывались необходимой частью философского знания. Так, например, в античности центральное положение занимало воспитание. Причём воспитание рассматривалось как природный процесс, поскольку античное понимание культуры содержало представление о природности человека. Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышлёного ребёнка древние греки обозначали при помощи понятия «пайдейя» смысл которой — воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина. В Древнем Риме говорилась в первую очередь о «человеческом достоинстве», которое связывалось с гражданскими доблестями. Средневековье также не знало о культуре как о феномене, самостоятельно создаваемом человеком. Под культурой понималась богословская учёность, осведомлённость в теологических вопросах. Особо подчёркивались преимущество веры и её безграничность в отличие от слабости человеческого разума. Предпосылки для складывания идеи культуры возникли во времена Возрождения, когда появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы. Для Ренессансабыл характерен культ творческой личности, а под культурой понималась творческая (преимущественно художественная) деятельность человека.Культура стала фиксироваться в результатах творческой деятельности.

Вторым этапом стал этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских областей и проблем: в теории познания, в философии человека, в социальной философии, этике и эстетике. Большинство мыслителей XVII – XVIII вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума. Именно эта программа стала тем направлением в истории философии, которое имело непосредственное отношение к философии культуры.

Программа совершенствования разума основывалась в расчёте на отдельного познающего субъекта, в то время как появившаяся на рубеже XVII – XVIII вв. проблема «естественного и искусственного» привела мыслителей к обсуждению социальных проблем. Так, Т. Гоббс разграничивал естественное (существование природы) и искусственное (созданное людьми). Общество, как и государство, для него являются искусственно созданными для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры. Мыслители XVIII в. (Руссо, Вико, Гердер) открыли историческое измерение культуры, обратив внимание на её развитие.

Знание о культуре было столь же разнообразным, как и философская мысль в целом: достаточно привести такие имена, как Гегель, Ницше и Шпенглер на западе и Данилевский, розанов и Бердяев в России.

На третьем этапе стремление к научности достигает крайней степени. Вместо обсуждения философских проблем отношения культуры к другим формам бытия, таким как природа, общество и человек, исследователь обращается к анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических). Наряду с философией культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Происходит становление особой науки – культурологии.

Однако какой бы объём знаний о культуре ни добывался всей совокупностью наук о ней, изучающих её конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные формы (например, античную и средневековую, эскимосскую и итальянскую, крестьянскую и рыцарскую культуры), вскрывающих различные механизмы функционирования культуры (экономические и социологические, психологические и др.), он не содержит ответов на главные вопросы: «Что такое культура?», «Почему возникает такой способ существования человеческого вида?», «Как функционирует культура?», «Какие законы управляют её историческим развитием?», «Как осознаётся культура?».

Что же такое культура? Вот несколько вариантов ответов, которые имеются в современной философии культуры.




Сейчас читают про: