Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология и ее роль в жизни общества

Духовная жизнь общества – это сфера общественного бытия. Общественным бытием является общественное сознание. Общественное бытие и общественное сознание – категории бытия применительно к обществу.

Структура духовной жизни: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные деятельностью духовные блага, удовлетворение духовных потребностей.

Противопоставление общественного сознания общественному бытию имеет смысл только в рамках основного вопроса философии. Так, первичность сознания по отношению к бытию существует в теории общественного договора (Гоббс). В марксизме – «люди, развивающие свое материальное производство и свои материальные отношения, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления», т. е. не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.

О.С. - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. О.с. порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него. О.с. формируется с учетом вида материального производства.

Структура о.с. О.с. состоит из двух уровней: обыденное сознание и научно-теоретическое сознание.

Обыденное или эмпирическое сознание основано на житейских наблюдениях. Специфику обыденного с. раскрывает термин массовое сознание. Хотя массовое сознание включает элементы научного, теоретического знания, такое явление, как массовая культура, обращено, прежде всего, к обыденному сознанию. В обыденном сознании часто встречаются такие явления, как предрассудок, т.е. необъективное понимание или предубеждение по поводу группы лиц или какого-то отдельного человека.

Научно-теоретическое сознание обращено прежде всего к разуму (виды – научное, правовое, эстетическое, этическое).

Понятие духовного производства принадлежит Марксу. Духовное производство – производство предметов искусства, литературы, идей, которые в конечном итоге облекаются в материальные формы в виде книг, печати, телевидения. С понятием духовного производства связаны понятия опредмечивания и распредмечивания, находящиеся в диалектическом единстве. Человек усваивает идеи, описанные в книгах, переводит их в образный или абстрактный язык для себя, т.е. распредмечивает.

Формы о.с. – отражение в сознании людей объективного мира и общественного бытия. Формы о.с. – различные виды духовного освоения действительности, это – политика, правовое сознание, религия, наука, нравственное, эстетика, философия. Они различаются по предмету и форме отражения, по социальной функции, по закономерности развития, по степени зависимости от общественного бытия.

При всей зависимости от общественного бытия общественное сознание обладает самостоятельностью, потому что изменения в материальной жизни общества никогда заново не создают продукты общественного сознания (предметы искусства, литературы, нормы морали), накопленные научные, художественные, этические и философские идеи не изменяются мгновенно, зависят от накопленного ранее мыслительного материала, подчиняются своей внутренней логике развития. Также духовным проявлениям свойственна значительная сила инерции, борьба нового и старого, но побеждает тот накопленный материал, который отвечает изменившимся проявлениям обновленного общественного бытия (новые общественные отношения вызывают новые моральные нормы, формируют новое религиозное, нравственное, эстетическое сознание).

Каждая форма о.с. имеет свой предмет рассмотрения: политика – идеи, наука – конкретные знания о природе, человеке, обществе. Соответственно и свою форму отражения: в искусстве – художественный образ, в науке – научное понятие, в этике – нравственные нормы, мораль, в правовом сознании – законы.

Богатство и сложность объективного мира создают лишь возможность различных форм о.с.

Влияние общественного бытия на общественное сознание происходит опосредованно, прежде всего через политику и идеологию.

Идеология – один из аспектов мировоззрения (Платон, Аристотель). Частный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиции определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Отстаивая свои интересы, партии генерировали соответствующие им социальные идеи. В идеологии аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи, цели, выстраивается система авторитетных идеалов. И.- отражает действительность не так целостно-непосредственно, как нравственная психология, а опосредованно вырабатывая свой абстрактный инструментарий.

Идеология: 1. Руководящая идея. 2. В политике – система политических верований и убеждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: