Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Профессиональная этика

Нравственное сознание - это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражения общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которых человек оценивает свое собственное Я. Формирование н. с., в конечном счете, определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Нравственные нормы, принципы и оценки выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

Нравственность – исторически сложившаяся система неписанных законов.

Нормы н.с. и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юридической силы. Не все, однако, в деятельности человека регулируется правовыми или нравственными нормами. Существует сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом, нормы нравственного сознания образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, кот по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Н.с. общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов социальные деяния. Однако нравственное не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравственная личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движимая долгом.

Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в отсутствии их юридической закрепленности. Такие нравственные категории как совесть, чувство собственного достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контроля со стороны общества в виде различного рода санкций.

Как проявление общественной сущности человека, нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она, следовательно, есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле н.с. - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гуманизации.

В современной науке принято различать 2 уровня н.с.: обыденно-практический и теоретический. Если в 1 уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространенные нормы и оценки, которые подкреплены социально-экономической структурой общества, то на 2 уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного должествования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью.

Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

Системы мер императивов как совокупности конкретных, всегда противопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы. Мораль критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике.

Моральный идеал - это перспектива общества, для теоретического обоснования которую необходимо знать, на какой действительной стадии нравственного развития оно находится.

Этика – наука об отношениях, существующих между людьми, и об их обязанностях вытекающих из этих отношений. Соответственно профессиональная этика – этика в контексте профессиональной деятельности человека. До 20 в. считалось, что вся прогрессивная деятельность человека идет только во благо. После ВМВ и Хиросимы стало очевидно прогресс добра идет параллельно с прогрессом зла. Любой профессионал, какой бы сферой деятельности он не занимался, должен нести ответственность за последствия. Прежде всего, задумываясь, не принесет ли результат его деятельности вреда человечеству. Оправданы ли действия врача скрывающего реальный диагноз от неизлечимо больного пациента? Что ожидает человечество, если ученые научатся клонировать человека?

Существует три подхода к проблеме техноэтики:

- Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Помимо общих качеств, особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях.

- Техноэтика долга. Моральные максимы. Даже подписаны декларации о технической и моральной ответственности 1974 г. Недопустимо лгать о последствиях, недопустимо делать человека придатком техники, каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет развития человека как свободной творческой личности. Требование безопасности человека, экологическое совершенство.

-Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: