Тема 1. Этика в контексте культуры. Понятие и структура морали

Тексты конспектов лекций

Содержание

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Профессиональная этика и деловой этикет»

для специальностей: 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»;

100201.65 Туризм

Тема 1. Этика в контексте культуры. Понятие и структура морали 2

Тема 2. Профессиональная этика 21

Тема 3. Этика партнерских отношений 37

Тема 4. Партнерские отношения и этика специалиста сферы туризма 63

Тема 5. Этикет как социальное явление. История этикета 87

Тема 6. Этикет делового человека 108

Понятие морали и этики. Слово «этика» пришло к нам из Древней Греции. Еще Гомер употреблял слово «ethos», что в переводе с древнегреческого означает дом, убежище, человеческое жилище, место совместного проживания. Позднее «этос» стал означать определенные человеческие качества, приобретаемые и проявляемые в обществе.

В IV веке до н. э. великий древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) произвел от слова «этос» два других - «этический» и «этика». Термин «этический» он использовал для описания совершенных качеств человека, которые назвал «этическими добродетелями» (умеренность, мужество, щедрость, спокойствие). Этические добродетели являются «похвально приобретенными качествами души». Они отражают наличие у человека потребностей в духовных ценностях, способности вести себя культурно и ответственно в отношениях с другими людьми. Вместе с этим добродетели – хорошее и прекрасное выполнение человеком своего назначения. Они одобряются обществом и приобретаются в результате сознательной и преднамеренной деятельности. Сделав этические добродетели предметом своего исследования, Аристотель дал новое название этой области значения – «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский римский мыслитель и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) сконструировал термин «moralis» (моральный). Для обозначения области знания о морали им был введен термин ''философия морали'', который означала то же, что и этика.

Слово «нравственность» – славянского происхождения. По смыслу оно почти полностью совпадает с греческим «ethos» и латинским «moralis». В русском языке много однокоренных слов – «благонравие», «добронравие», «безнравственность». Русские философы, историки, писатели сферу знания о нравственности называли «нравственной философией».

Отечественный философ и этнограф Владимир Иванович Даль(1801-1872), противник заимствованной лексики, включает этика и этический в «Толковый словарь живого великорусского языка». У слова этика в русском языке два значения. Во-первых, пишет Даль, этика – это «наука о нравственности; ученье о нравственности высшей, духовной…». Во-вторых, этика – «наука о законах и нормах человеческого поведения». В переводе с греческого языка, где и возникло это слово, этика значит: «нравственность». Произносилось оно как ифика, в таком виде зафиксировано и в некоторых дореволюционных словарях русского языка. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданный в Санкт-Петербурге в конце XIX века, отмечает: этика - «философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека…». В то же время этика – это одна из форм идеологии – учение о морали. Также этика в узком смысле - мораль какой-нибудь общественной группы, профессии (например, врачебная этика).

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.

Тем не менее, в общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимодополняемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может называться моральными или нравственными нормами. В научном же языке существенный смысл придается разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и он не до конца выдерживается.

Итак, этика – это область знания о морали, нравственности. В свою очередь мораль, нравственность – это определенная сфера духовной общественной и личной жизни, сфера культуры, которая является предметом изучения этики. Этика всегда, так или иначе, связана с вопросами воспитания, образования личности. Поэтому авторы данного комплекса постоянно будут обращаться к данным педагогики, дидактики.

Важно усвоить, что этика не создает мораль, не придумывает принципы, нормы, правила поведения и оценки, а также идеалы. Она изучает их, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать одни нормы и ценности и раскритиковать другие. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных ценностей и закономерности их функционирования, вскрыть природу морали, объяснить ее роль в жизни каждого человека и общества.

Таким образом, этические знания становятся важным фактором становления духовной культуры общества и нравственного миропонимания личности.

Главным вопросом этики с момента ее зарождения был вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». Он же присутствует в самом основании человеческой культуры – мифах, легендах, сказаниях. Именно там находит свое отражение человеческая способность отделять плохое от хорошего, судить, прощать. Следующий этический вопрос звучал так: «Как надо жить, чтобы жить нравственно?». На него был дан целый веер разнообразных ответов, но почти каждый из них – это жизнь, прожитая в соответствии с проповедуемым учением.

Так и в учениях Моисея, Будды, Конфуция, Иисуса Христа, созданных еще до нашей эры, человеческая жизнь признавалась как высшая ценность, пропагандировалось уважение к старшим, запрещались обман, лжесвидельство и разного рода преступления. А в VI веке до н. э. великий древнекитайский мыслитель Конфуций сформулировал положение о самой сути человека – человечности. Суть человечности – строить отношения с другими людьми на основе важнейшего принципа взаимности, получившего позднее в европейской культурной традиции название «золотого правила нравственности» - «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Структура морали. Мораль можно определить как нормы поведения, ценности, идеалы, свойства человеческого характера, оценки, а также само поведение людей. Указанные компоненты можно разделить по трем структурным уровням:

1. моральное сознание;

2. нравственная практика;

3. нравственное самосознание.

Моральное сознание представляет собой целостное образование, содержание которого воплощается через определенные взаимодополняющие друг друга элементы.

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения предстают моральные нормы - заключенная в многократно повторяющихся практических действиях людей общественная целесообразность. Моральные нормы могут быть представлены в форме наставления, запрета, поучения, правила, предписания, заповеди и пр. Но непременно они должны быть социально значимыми и доступными каждому, выступать способом выражения должного, понуждать к совершению определенного поступка или запрещать его. Моральные нормы требуют от человека минимума самостоятельности, способности мотивировать свои действия.

Выражая потребность повседневного человеческого бытия и общения, моральные нормы призваны делать существование людей полезным, приятным, удобным. Для этого, например, необходимо соблюдать нормы вежливости, нормы порядка, нормы взаимопомощи и выручки и т.д.

Нравственные нормы складываются в моральном сознании в моральный кодекс - совокупность моральных норм и принципов, объединенных по единому основанию (например, моральный кодекс руководителя, предпринимателя, профессиональные этические). Моральные кодексы предполагают готовность человека следовать определенным нормам поведения, а также умения оценить ту или иную ситуацию и верно подобрать подходящий способ поведения.

Тем не менее, не всегда подобные кодексы могут охватить все жизненные ситуации и указать человеку как вести себя в тех или иных условиях. Поэтому в моральном сознании с необходимостью появляются нравственные принципы – наиболее обобщенное выражение нравственного долженствования, относящееся к самой направленности деятельности человека, его всей жизненной ориентации, отношений с другими людьми. Они служат основой для более частных и детальных норм поведения, в которых содержание принципов детализируется. В качестве основополагающих в моральном сознании выступают принципы гуманизма, коллективизма, справедливости, добросовестного выполнения общественного долга, демократизма, индивидуализма и др.

Моральные качества – необходимые особенности личности, делающие ее способной жить по законам морали. Доброта, душевная щедрость, отзывчивость, великодушие, мужество, правдивость, трудолюбие, обязательность, верность, скромность, самоотверженность – это характеристики нравственной личности. Противоположные качества – душевная черствость, эгоизм, тщеславие, лень, нечестность, жадность, трусость – осуждаются моралью, разрушают нормальные отношения между людьми.

Содержание моральных качеств отражает требования морали к самому человеку как субъекту нравственных отношений, показывает стремление соединить самые ценные нравственные особенности людей в идеальном образе, а на их основе нарисовать идеальный порядок взаимодействия всех нравственных личностей. Вследствие этого в моральном сознании складываются понятия нравственного идеала личности – нравственно совершенного человека, а также нравственного идеала общества, как надежды на лучшее будущее и совершенные отношения между людьми. Сама моральная идеализация коренится в критической неудовлетворенности действительностью, в стремлении морального сознания к более высоким целям существования человека и общества.

И еще один содержательный уровень морального сознания – понятия, образующие его «высший этаж». Это понятия добра и зла, долга и совести, чести и достоинства, счастья и смысла жизни. С их помощью люди ориентируются в жизни, оценивают человеческие поступки и свое поведение, устанавливают ценность того или иного общественного явления с точки зрения его соответствия нравственности.

Наиболее общими, служащими для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, являются понятия добра и зла. Так добро – все то, что способствует развитию в человеке и обществе человечности, согласия и взаимопонимания. Моральное сознание всем своим содержанием утверждает необходимость следования моральным ценностям, и поэтому можно утверждать, что добро есть выполнение требований морали, следование моральному долгу. Соответственно зло означает нарушение требования добра, пренебрежение моральными принципами и долгом им следовать.

Моральное сознание считает добром то, что составляет прочное духовное основание для осмысленной человеческой жизни - милосердие и доброжелательство, взаимопомощь и сотрудничество, взаимопонимание и уважение, следование долгу и совести, честность и великодушие, вежливость и тактичность и пр. Тем не менее, эти нравственные ценности могут быть нецелесообразны, если будут предполагать полезность, которую можно «положить в карман».

Злом же оказывается все то, что препятствует единению людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений человека - корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и жестокость, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Противостояние добра и зла является основным содержанием нравственного развития человечества. Вместе с тем это есть одна из труднейших проблем этики, что доказывается всей противоречивой историей его существования.

Нравственная практика – это область реально практикуемых индивидуально-массовых форм нравственной деятельности и складывающихся на их основе моральных отношений.

Нравственная деятельность – понятие, которое используется в этике для выявления сути, присущей всем другим видам деятельности людей. Оно обозначает не особую сферу деятельности, имеющую содержательную и предметную направленность (например, трудовая, научная, художественная), а общественную значимость любой деятельности человека. В широком смысле под этим понятием понимается вся человеческая деятельность, поскольку она носит общественно значимый смысл, на нее распространяются нравственные требования, она подлежит нравственной оценке.

Осуществляя деятельность, человек вступает в определенные отношения с другими людьми, с обществом, то есть устанавливает общественные отношения. Эту совокупность взаимосвязей можно называть и нравственными отношениями. Это также не особый вид общественных отношений, а их ценностное смысловое содержание. Внутренней основой нравственных отношений выступает отношение личности к общественному благу, как самой важной для него ценности. Только если есть этот настрой поступки и поведение человека могут служить установлению отношений солидарности и коллективизма, добросовестности в работе, патриотического служения Родине, доброжелательности и гостеприимства. Даже интимные отношения между людьми предполагают следование общественно-полезным ценностям – преданности, верности, бескорыстному желанию делать добро ближнему.

Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях сторону морали. Свое более или менее устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, то есть относительно устойчивых, типичных и массовых формах поведения и отношений. В свою очередь они связаны с традициями, обрядами и обычаями, которые, как правило, приобретают национальную, историческую и культурную окраску.

Нравственная практика и моральные отношения образуют социально-ценностный каркас общественных отношений, складывающихся во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, праве, художественной, научной и другой деятельности, придавая им человеческое измерение. Ведь они остаются проводниками морального общения и взаимодействия людей, взаимной поддержки и переживаниями, моральным опытом.

Нравственные отношения, как и нравственная деятельность, и объективны по своему статусу, и субъективны одновременно. Ведь они существуют независимо от воли и сознания отдельного человека, но в то же время являются выражением побуждения общественной воли и проявлением сознательной деятельности конкретного человека.

Нравственное самосознание. В жизни мы всегда находимся в состоянии выбора - поступить так, как хочется или так, как должно. Другими словами, мы всегда находимся между сущим и должным, в пространстве нравственности. В случае резкого расхождения между сущим и должным мы испытываем душевный дискомфорт, угрызения совести. Это есть проявления нравственного самосознания. Самосознание возникает в момент внезапного осознания человеком своей неповторимости и индивидуальности, обособленности в реальном мире. А нравственным оно становится тогда, когда мы переживаем единство с Другим (человеком, Богом, животным), ощущаем необходимость его присутствия рядом.

Нравственное самосознание формирует идеал «Я», преобразует человека, формирует в нем нравственные качества, учит оценивать себя и контролировать свои поступки, развивает умения чувствовать и узнавать добро и зло в конкретных ситуациях.

Итак, мораль представляет собой способ практически-духовного освоения мира, имеющий целью регулировать общественные отношения и поведение человека и заключающийся в выработке духовных ценностей и требований, проявляющийся в сознательной деятельности людей.

В морали выражается общечеловеческий, подлинно гуманистический пласт культуры. В ней зафиксированы жизненно необходимые ценности, которые делают любого человека – богатого или бедного, верующего или неверующего, молодого или пожилого, прежде всего человеком, духовным, моральным и культурным существом. Однако здесь следует иметь в виду следующее:

· в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

· когда речь идет об этических промахах других не следует их преувеличивать, когда речь идет о своих этических промахах надо поступать наоборот;

· в морали следует хвалить других людей, а предъявлять претензии к себе;

· нравственные отношения окружающих к нам, в конечном счете, зависят только от нас самих;

· когда речь идет о практическом утверждении норм морали, то здесь основной принцип поведения - «начни с себя».

Мораль играет важную роль не только в духовном становлении конкретной личности, но и всего общества. Она является средством его духовной интеграции и совершенствования посредством выработки духовных ценностей, позволяющих человеку ориентироваться в жизни и осознать ее смысл.

Понятие морального сознания включает в себя познание, знание, волевое побуждение, оказывающее воздействие на нравственные отношения. Особо здесь стоит отметить моральное самосознание и моральную оценку. Они порождают такие нравственные чувства, как стыд, укоры совести, раскаяние или же удовлетворенность своими действиями, сознание правоты, довольство собою, гордость за совершенный поступок. Моральное сознание всегда аксиологично (ценностно), ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей. Моральные представления непосредственно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. Моральное сознание носит обязательный характер. Можно представить себе человека, который не обладает знанием философии и далек от политики, но дико обнаружить, что человек не имеет знаний об этических нормах и не имеет своей системы ценностей.

Функции морали:

1. нормативная (регулирующая отношения между людьми, человеком и природой, человеком и государством).

2. аксиологическая (представляющая собой оценку с точки зрения морально – аморально).

3. гносеологическая (познавательная), формирующая знания о моральных ценностях, проблеме морального выбора, способности видеть перспективы развития человечества.

4. воспитательная (педагогическая), являющаяся комплексом методик, с помощью которых молодежь приобщается к моральным идеалам и осознает себя в качестве творческого субъекта общественного бытия.

5. мировоззренческая (создающая картину мира в сознании человека и решающую вопросы предназначения личности, счастья, долга, совести).

Сущность морального сознания проявляется в его принципах: коллективизм, гуманизм, справедливость.

Коллективизм является одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). Коллективизм не потерял своего значения сегодня. Казалось бы, он присущ исключительно социалистическому обществу. Но успех предпринимательской деятельности, научного исследования, семейной жизни зависит от того, насколько интересы людей в социальных группах (от профессионального коллектива до семьи) однородны и сплоченны.

Гуманизм воплощает в себе милосердие, доброту, отзывчивость. Данный принцип представляется важнейшим для жизни современного человека. Так или иначе, оценка любого поступка в результате сводится к признанию его гуманным, прекрасным, гражданственно ответственным, либо аморальным, безнравственным, пошлым, предательским. Гуманизм должен быть ориентиром для каждого человека и стать опорой в его профессиональных интересах.

Принцип справедливости учитывает все аспекты человеческой деятельности, что включает половые и возрастные характеристики, социальное и материальное положение, физические и интеллектуальные возможности, национальную психологию и религию. Справедливость является синонимом беспристрастия и истины. В жизни принцип справедливости может проявляться в соответствии между целями и средствами. Нельзя жить в соответствии с установками: «Цель оправдывает средства»; «Лес рубят – щепки летят»; «Посленас хоть потоп».

Указанные принципы развивают в человеке моральные качества, что проявляется в отношении к личности как к высшей ценностной категории, защите человеческого достоинства, понимании своей ответственности перед обществом, бескомпромиссность к злу, подлости, насилию.

Понятие нравственности представляет собой воплощение морально безупречного человека, несущего в себе добродетели, необходимые для конкретной исторической эпохи.

Понятие духовность интерпретируется как способность к добру и сопереживание. Речь идет о положительных действиях человека, его внимательном отношении не только к самому себе и близким родственникам, но и к окружающим людям, природной среде, человечеству в целом. Духовная жизнь общества - это способ жизнедеятельности человека и общества, их реального бытия. Одновременно с этим духовная жизнь есть относительно самостоятельная сфера, связанная с конкретной исторической эпохой. Идеи, взгляды, представления и другие духовные образования, взятые в их динамике, составляют одну из сторон духовной жизни.

Понятия морали, нравственности и духовности взаимосвязаны и представляют основу, вневременной фундамент культуры. Они помогают человеку осознать себя творцом добра и ощутить в себе нравственную радость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: